|
История села Арыкбалык
29 апреля 2013 - Администратор
«Имантавское озеро в настоящее время простирается не более 15 верст в длину, но прежде было, по-видимому, втрое больше. Восточный его берег покрыт гранитными скалами, щебнем и усеян выброшенными на берег раковинками обитающих в этом озере перловок. На юго-западной стороне озера возвышаются Имантавские горы, которые врезаются в озеро мысами и переходят в гранитные острова. Самый большой из них имеет 9 верст в окружности и поднят над водой до 3,5 сажень. Сосновый лес и кустарники (среди них встречается редкий кустарник таранушка Ribes dicanthra), покрывающие остров бурелом, валежник и всюду разбросанные глыбы кварца и гранитов делают его трудно проходимым. В Имантавских горах находятся залежи серебряных и медных руд, которые могут считаться очень богатыми металлом. На западном берегу Имантавского озера, там, где из него вытекает р. Арык-Балык, находится станица Арык-Балыкская, основанная в 1824 г. Станица лежит в 97 верстах от Кокчетава. В ней есть деревянная церковь, станичное правление, мужское и женское училища, хлебный магазин, 6 водяных и 23 ветряных мельниц, 34 маслобойни, салотопенный завод, три кузницы, казенная винная лавка, на праздники проходит ярмарка. В станице насчитывается около 300 домов и более 2100 жителей, находятся следы древних арыков, разделяющих крестообразно поля, свидетельствующие о развитии здесь хлебопашества в самые отдаленные времена. Станица Арык - Балыкская Кокчетавского уезда была образована в 1824 году по велению императора Александра I-го, как и некоторые другие близлежащие станицы, в том числе и сам уездный город Кокчетав. Тимофеев сын. Этнический состав населения станицы был чрезвычайно разнороден, наряду с 27 семьями донских казаков, приписанных к 1-ому полку имени Ермака Тимофеевича, в станице проживало несколько десятков семей из числа запорожских черкассов, а также потомки поляков и литовцев, участников различных войн и восстаний. Потомков малороссийских черкассов, а также принявших православие поляков и литовцев, приписывали, как правило, к 5-ому и 7-ому полку. Естественно, что какую-то долю населения станицы составили и военные поселенцы из числа русских крестьян. При образовании станицы, в Арык-Балык было переселено 27 семей донских казаков, которые основали донской конец станицы. В донском конце и была в 1858 году построена церковь во имя святого Александра Невского. Наряду с донским, станица имела ещё три конца — старый, польский и военный. Старый конец, по-видимому, был основан в конце 17 — начале 18 века. Польский конец основан в 1827 году, а военный в 1849 году, когда в станице появились военные поселенцы из числа волжских казаков и вольных крестьян Поволжья, при переселении частично производимых в приписные, а частично в запашные казаки. В станице были: военный лазарет, хранилище военного имущества. В 1868 г. в село прибыл первый учитель, Волков Иван Иванович. Он открыл первую школу на 50 мест – 4 класса, которая была расположена на одном конце лазарета. В 1888 г. приехала первая учительница Певунова Александра Петровна и открыла школу для девочек на 25 мест. Эти бескорыстные подвижники отдали любимому делу не менее четырех десятков лет каждый. И только в глубоко преклонном возрасте расстались с любимым детищем, оставив неизгладимый след в жизни станицы. И это вполне понятно. Например, те, кто когда-то первыми переступили порог класса, через время приводили туда детей своих и внуков. В течение многих десятков лет в Арыкбалыке трудно было отыскать такую семью, где бы близко не знали Ивана Ивановича и Александру Петровну. Весь этот шумный многоликий поток станичной детворы проходил через руки, через сердца любимых учителей. С их помощью приобщались к азам грамоты, чтобы повзрослев, тверже стать на тропинку жизни. Уходя из стен школы, каждый хранил в сердце своем горячие, искренние чувства благодарности к своим учителям-наставникам. И все же надо сказать, что особым уважением и признательностью населения пользовалась Александра Петровна. В ранней молодости, попав в плен иллюзорных идей народничества, она дала клятву посвятить себя делу просвещения самой темной, бесправной, угнетенной половине населения царской России – женщин. Население станицы до первой мировой войны Сибирский казачий характер ковался из чрезвычайно разнородного по происхождению, культуре, образованию и этническому составу материала. Разные судьбы и обстоятельства забросили этих людей на окраину великой империи. Не все оказавшиеся здесь, на просторах бескрайних степей, имели навыки земледельцев и скотоводов, не все умели держать в своих руках оружие, но уже к середине XIX века Сибирское казачье войско стало той самой грозной силой, которая позволила России подчинить своему влиянию всю Среднюю Азию. Наряду с переселенными в 1824 г. с Дона казаками, в станице жили потомки первопоселенцев. По мнению А. Н. Букейханова, первопоселенцы станицы Арык-Балыкской по происхождению были оседлыми, занимающимися земледелием, сибирскими татарами из бухарских сартов, исповедующих христианство несторианского толка, которое было ограниченно распространено как среди сибирских татар, так и среди некоторых казахских родов. Некоторые факты: в станице употреблялось большое количество тюркских и иранских слов в быту, некоторые казачки по - воду ходили с кувшином, и носили его на голове, заплетали 3-4 дюжины косичек, не говоря уже о темных волосах и чертах лица, характерных скорее для жителей Бухары или Коканда, чем средней полосы России, говорят в пользу высказанного Алиханом Букейхановым предположения. С другой стороны, рассматривая различные варианты происхождения станичников старого конца, нельзя оставить без внимания родовые сказания самих станичников, в которых утверждалось, что казаки старого конца были потомками разинских казаков. Это подтверждается большим количеством сказаний о последнем князе Черкасском, его удалых набегах на волжские городки и заморские походы, которые любили пересказывать старики старого конца станицы. Кроме прочего, именно старейшины старого конца были хранителями казачьих обычаев и казачьего закона. Естественно, что какую-то долю населения станицы составили и военные поселенцы, из числа крестьян и казаков Волжко-Камской вольницы. Среди вольного населения Поволжья и Приуралья, так называемых Волжских казаков, были как потомки Новгородских ушкуйников, так и вольные русские крестьяне, как Запорожские черкассы, перебравшиеся в Поволжье после разгрома Сечи, так и татары, мордва и чуваши. Переселение этого беспокойного народа в Приишимье и на Алтай, позволяло сформировать из него костяк населения нескольких десятков станиц Сибирского казачьего войска. Так первая партия военных поселенцев из Челябинского округа Оренбургской губернии (16 семей) прибыла на границу Сибирского войска 4 июня 1849 г. По жребию первым военным поселенцам Сибирского казачьего войска выпала станица Арык-Балыкская, куда они выехали из Кокчетава 25 июня 1849 г. в сопровождении сотника Пахомова. В станицу 1-я партия поселенцев прибыла 29 июня 1849 года: Оренбургская губерния, Челябинский округ, Андреевка 1. Масленников Алексей Кондратьевич, 54 года, с ним 5 чел. муж. пола и 5 чел. жен. пола. 2-я партия из Бугульминского округа, Оренбургской губернии: 1. Афанасьев Ефим, 43 года, с ним 4 чел. муж. пола и 7 чел. жен. пола. 3-я партия из из села Кокодей, Саратовской губернии: 1. Маркелов Григорий, 46 лет, с ним 2 чел. муж. пола и 4 чел. жен. пола. Поселок Верхне-Бурлукский был основан в 1849 году переселенцами из Саратовской губернии: 1. Гудошников Ксенофонт Матвеевич, 38 лет, с ним 5 чел. муж. пола и 3 чел. жен. пола. В поселок Верхне-Бурлукский переселенцы 1851 года: 38. Федоров Иван, 65 лет, с ним 6 чел. муж. пола и 4 чел. жен. пола. Традиционно самыми зажиточными в станице были староверческие семьи старого конца, многие из которых имели более полусотни коров, собственные маслобойни и мельницы. Неплохо жили и станичники донского конца, традиционно занимавшиеся отгонным скотоводством и имевшие большие стада баранов. Польский конец станицы был славен винной лавкой и гулянками с драками, которые редко обходились без участия военных поселенцев. Станичники, которые имели строевых коней и могли справить все необходимое снаряжение, служили в 1-м имени Ермака Тимофеева полку Сибирского Казачьего Войска. Те из казаков, которые не могли справить все снаряжение без помощи казны, могли быть приписаны к другим полкам, вспомогательным командам, служить в артиллерийских и пулеметных командах. Прошедшие действительную службу приписывались к полкам второй и третьей очереди (4-му и 7-му). Были среди переселенцев и нестроевые (так называемые припашные казаки) — это те, кто не служил действительную службу и соответственно, в отличие от других казаков, не освобождался от всех податей. Одной из важных задач Приишимских станиц было обеспечение валового производства хлеба, именно её и решали в первую очередь припашные казаки. В случае войны их, как нестроевых, призывали в тыловые и интендантские команды, как правило, на службу они отправлялись с телегой и лопатой. Однако к началу двадцатого века, в связи с массовым переселением в Сибирь крестьян, все нестроевые казаки были отнесены к строевым и действительную службу проходили в общем порядке. К началу двадцатого века большинство станичников имело родственные связи между собой и различия между ними уже не носили этнического характера и не связывались с происхождением. Богатые казаки переселялись в старый и донской концы станицы, менее благополучные, откатывались в польский или военный концы. Процесс расслоения был неизбежен, но, несмотря на это, в отличие от русской деревни, среди казаков не могли возникнуть кулаки и бедняки по определению. Земли Сибирские казачьи станицы имели предостаточно, только пахотной земли выделялось 36 десятин на душу (для сравнения на Дону 12 десятин) и это было залогом всеобщего благополучия. Сама бедность была относительной, даже самые бедные казаки никогда не были голодными. Бедной считалась семья, имевшая меньше десяти коров, поскольку стоимость восьми-десяти коров соответствовала стоимости снаряжения для одного казака, отправлявшегося на действительную службу. Семьи были большими, вместе с детьми до 40-50 человек, и включали в себя по три поколения. Женились не раньше 25 лет, после прохождения действительной службы. Отделяли в новое хозяйство сыновей, после 40 лет, когда их старшие дети достигали 15-16 летнего возраста и могли уже реально помогать в ведении домашнего хозяйства. Кроме казаков, по состоянию на 1913 год, в станице проживало несколько десятков разнородных семей из числа русских, татар и мордвы. Они промышляли ремеслом, торговлей, а также наемными работниками у наиболее благополучных станичников.[4] Русско-японская война В ходе русско-японской войны погибли два казака из Арык-Балыкской: Первая мировая война В ходе первой мировой войны погибли восемьдесят девять казаков станицы Арык-Балыкской, из них тридцать семь в составе 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка. Пятьдесят два казака погибли в составе 4-ого Сибирского казачьего полка, из них двадцать восемь в составе отдельного партизанского отряда Бориса Анненкова. Арык-Балыкская: 1917—1919 Станица, оторванная от центра России, после 1917 г. переходила из одних рук в другие. Только в октябре 1919 года установилась Советская власть. Но еще не один раз на улицах села, за его околицами темными, хмурыми ночами раздавались выстрелы. В октябре 1917 г войсковой старшина Б. В. Анненков командовал отдельным партизанским отрядом. Установление советской власти атаман считал незаконным, происшедшим без поддержки «не только армии, казачества, но и вообще народа». Подчиняясь армейской дисциплине, он в декабре 1917 г вместе со своим партизанским отрядом прибыл на расформирование в Омск, где к тому времени сосредоточились 8 казачьих полков. Отказавшись подчиниться приказу Совета казачьих депутатов о разоружении Анненков был объявлен вне закона и в январе 1918 г возглавил созданную в Омске казачью организацию тринадцати. Около 7 небольших групп, в том числе Анненков с 24 казаками, решивших на нелегальном собрании не подчиняться новой власти, в январе 1918 г собрались в ближайших к Омску поселках станицы Атаманской. Стремясь привлечь на свою сторону колеблющуюся часть сибирского казачества Анненков, обосновавшийся в поселке Захламино, в шести верстах от Омска, организовал налет на Омский казачий собор, похитив знамя 1-го Сибирского казачьего полка Ермака Тимофеева, войсковое знамя и знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях со знаменем 1-го Сибирского казачьевого полка в руках, Анненков трижды промчался по центральным улицам города и по льду Иртыша ушёл с двумя десятками конных казаков на северо-запад, сумев скрыться от погони. Он увел своих ближайших преданных друзей в Кокчетавские степи, на зимовку в станицу Арык-Балыкскую. Станица была удалена от железной дороги, и в то же время из неё достаточно легко, по руслу замерших рек, можно было перемещаться практически по всей зоне жизнедеятельности приишимского казачества, имея надежную связь в зимнее время, как с Петропавловском, так и с Кокчетавом. В апреле 1918 года отряд атамана, выросший за зиму до 200 человек, занял поселок Мельничный в 21 версте от Омска, а затем и остальные поселки и хутора, относившиеся к станице Атаманской. Хорошо организованные и дисциплинированные, казаки совершили налет на войсковой арсенал и захватили продуктовые склады, таким образом, обеспечив себя не только вооружением и амуницией, но и продуктами. Даже сомневавшиеся в успехе казаки стали присоединяться к отряду атамана. Партизанский отряд Анненкова начал быстро расти и к концу маю 1918, увеличившись до тысячи человек (численный состав двух казачьих полков пятисотенного состава), стал настолько значимой силой, что вступил в открытую борьбу с коммунистами и вместе с чехами 7 июня 1918 года занял г. Омск. Развивая наступление в составе Сибирской армии, партизанский отряд Анненкова (около полутора тысяч штыков и сабель), наголову разгромив красноармейскую армию Блюхера и Каширина (более 150 тысяч штыков и сабель), занял Уральск и Троицк. Деморализованные войска Блюхера, преследуемые несколькими сотнями сибирских казаков более двухсот верст, бежали далеко на север, в Архангельск. От Троицка до Архангельска, пройдя более 2500 километров, добралось менее шести сотен красноармейцев. За это бегство, по версии большевиков не знавший аналогов в мировой истории поход, Блюхер получил свой первый орден Красного Знамени (Орден Красного Знамени № 1). Партизанский отряд Анненкова захватил 58 артиллерийских орудий, 127 пулеметов, десятки тысяч снарядов, более двух миллионов патронов, более ста тысяч пар сапог, комплектов амуниции и шинелей. После занятия Троицка используя только трофейное снаряжение, Анненков сформировал партизанскую дивизию в составе 4-рех полков, артдивизиона и несколько вспомогательных подразделений, на 70 % личный состав дивизии состоял из бывших красноармейцев Блюхера. Казачий войсковой круг Сибирского казачьего войска присвоил атаману звание полковника. Традиции и правила жизни партизанского отряда были сохранены атаманом и в годы гражданской войны. Придерживаясь выработанных во время мировой войны правил, атаман стремился к военной демократии в своих частях. Никаких «господ», «ваше благородие» и «товарищей» — обращение «брат» и «ты» независимо от звания. Офицером можно было стать, только пройдя все ступени, начиная с рядового. В партизанской дивизии под страхом смерти были запрещены употребление спиртного и игра в азартные игры. Насильников, мародеров и пьяниц придавали военно-полевому суду и вешали, невзирая на любые заслуги. Характерным явлением для партизанской дивизии Анненкова было то, что она пополнялась исключительно за счёт добровольцев, значительная часть которых была из числа бывших красноармейцев. Весной 1918, с Анненковым, из станицы и поселка Верхне-Бурлукский ушли многие казаки призывов с 1906 по 1915 год (около полутора сотен), остались только ветераны и необстрелянные призывники 1918. Призывники в 1918 пошли служить в 1-й Сибирский казачий полк Ермака Тимофеева под руководством войскового старшины Волкова. Из всех ушедших с партизанским отрядом Анненкова и 1-м Сибирским казачьим полком в 1920 и начале 1921 года домой вернулось всего несколько человек. В Приишимских станицах восстание началось 13 февраля 1921 с разгрома продотряда в станице Арык-Балыкской. Поздним вечером, 12 февраля, в станицу вернулись три брата (Андрей, Михаил и Петр Черноярцевы), служивших у атамана Анненкова. Братья на рассвете, 13 февраля 1921, вырезали продотрядовцев, захватив при этом пулемет и 32 винтовки. Первыми 14-15 февраля восстание поддержали выселки Верхне-Бурлукский и Нижне-Бурлукский, а до 18 февраля, восстание охватило все соседние станицы: Лобановскую, Имантавскую, Акан-Бурлукскую, Якши-Янгизставскую и Аиртавскую. Восстание неуклонно распространялось на восток по тракту Кокчетав — Атбасар к станицам Зерендинской и Сандыктавской. Основными лозунгами восставших были «Довольно разверсток!», «Советы без коммунистов!» В окрестностях Арыкбалыка обнаружили 18 трупов, обезображенных до неузнаваемости. Среди них трудно было узнать коммунистов Вашкевича, Андреева, Битюкова и других. Всех погибших похоронили в братской могиле. На территории шолы-гимназии стоит небольшой обелиск с алой звездой. На этом месте похоронены отважные борцы за народное дело. Вот что рассказывает об этом трагическом восстании известный историк и писатель Владимир Шулдяков: "Многие руководящие работники под всякими предлогами, не слушая приказов ревтройки, ударились в бега в сторону Омска. Это посеяло панику среди прокоммунистических групп населения, деморализовало рядовых агентов власти, усилило хаос. 20 февраля Кокчетав услышал выстрелы. Возможно, стреляли конные разъезды повстанцев, рыскавшие в округе. Этого оказалось достаточно. Гарнизон в 400 штыков начал разбегаться. Отряды объединились. Степанова ввели в состав уездной ревтройки. Её председатель Т. Ф. Розенбах 1 марта писал из Златорунного в Омский губком РКП(б): «…восстание и организованно, и стихийно. Повстанцы берут нас „шапками“ и нагоняемой паникой… Казаки действуют целыми массами в несколько тысяч и нагоняют страх на наши маленькие отряды». Двое суток Кокчетав был предоставлен сам себе. Повстанцы вступили в него лишь 23 февраля. В тот же день был создан отряд станицы Кокчетавской под началом Ф. П. Горбунова. Восстание охватило почти весь уезд. В руках восставших оказались все казачьи селения Кокчетавского уезда: 14 станиц и 2 выселка. Казаки стали ударной силой народного движения." Однако не долог был миг свободы, красные сосредоточили все силы на подавлении восстания. Четыре пехотных дивизии и три отдельных кавалерийских бригады были брошены против восставшего Ишима. Но не только это было причиной поражения восстания, разногласия в среде восставших, умелое использование противоречий между разными группами населения. Агитация, нужно отдать должное, была поставлена у большевиков на высокий уровень. Так, в ходе восстания, большевикам удалось вбить клин между крестьянством и казачеством, немало этому способствовало и то, что при отступлении мужики ишимских деревень оказались в пределах сибирского казачьего войска и увидели процветающие с их точки зрения казачьи станицы. Зависть к соседям привела к тому, что в марте 1921 года 534 бойца из числа восставших ишимских крестьян, восстание среди которых началось ещё январе 1921 года, перешли на сторону большевиков, оголив фронт перед красными, наступавшими на станицу Арык-Балыкскую. Предательство полка ишимских крестьян сыграло роковую роль для станицы. Во время штурма Арык-Балыкской, большевики не оставили в станице ни одного целого дома, казаки защищали родную станицу до последнего. Казачки, чьи мужья сгинули в пучине гражданской войны, взяв в руки вилы, пошли в контратаку на красные пулеметы и артиллерию, расстреливающую беззащитную станицу. ЧОНовцы, бросив пулеметы с перекошенными лентами и артиллерийские орудия, в панике бежали перед женской психической атакой. Это позволило части повстанцев отступить и увести из станицы семьи. Казаки через степь отступали в Китай. По пятам за ними шли красные кавалеристские бригады. На острове Казачьем, отвлекая на себя внимание, окопались те самые три брата, что подняли восстание, и обстреливали ЧОНовцев, захвативших станицу. Артиллерия и пулеметы против них были бессильны, потеряв практически полностью два взвода ЧОНовцев (38 убитыми и 17 ранеными) красные смогли только на пятые сутки (23 марта 1921 года) взять остров. И обнаружили там два бездыханных тела: Петр, один из трех братьев, все-таки сумел уйти от большевиков. В бессильной злобе чекисты расстреляли в Арык-Балыкской тех, кто не участвовал в восстании и просто попал под горячую руку, среди них и сторонников большевиков, таких как председатель и секретарь исполкома, заведующий почтовым отделением и почтальон, и многих других ничем не провинившихся перед советской властью людей. В ходе гражданской войны значительная часть населения станицы была уничтожена большевиками, остальные были вынуждены покинуть родные места. В 1933 году в селе Арык-Балык, находящемся на месте бывшего мордовского выселка станицы Арык- Балыкской, проживала 91 семья, из которых только 38 семей были семьями расказаченных сибирских казаков. Так было уничтожено самое славное и боеспособное из всех казачьих войск России — Сибирское казачье войско, несмотря на свою малочисленность, сыгравшее очень важную роль в освоении Сибири и присоединении Средней Азии. В этой трагедии свою роль сыграло время. Пострадали люди, семьи. Каждый защищал свою правду. Период коллективизации Процесс коллективизации, когда шла коренная ломка векового уклада мировоззрения вчерашнего единоличника, не везде проходила гладко. В бывшей казачей станице он был особенно труден. К моменту коллективизации не было в живых Пелымского, Орлова и многих других врагов революции. Однако единомышленники их жили в станице и старались в какой-то степени влиять на ход событий. План посева зерновых для колхоза был определен около 900 га, примерно по 150 га на бригаду. Конечно, в наши дни, когда счет бригадного посева идет на тысячи га, смешно говорить о сотнях. Но эти первые гектары бригадного сева были тем гранитным фундаментом, на котором выросло крупнейшее социалистическое земледелие. Однажды колхозные активисты, члены партии стали получать анонимки, авторы которых угрожали устроить в станице «варфаламееву ночь». В апреле к нам прибыла большая группа работников ОГПУ. Чувствовалось назревание серьезных событий. В Арыкбалыке были арестованы Ефим и Петр Алексеевы – сыновья бывшего атамана. Это они и их единомышленники замышляли грабежи и поджоги колхозных складов и ферм, убийство членов партии, колхозных активистов. Врожденное чувство извечного труженика-хлебороба, трезво и настойчиво подсказывало преимущество артельного труда. Но не каждому было дано, в один прием освободиться от того, что веками накапливалось. Вспоминается случай, когда бедняк из бедняков Иван Ильич Данилов не менее пяти раз подавал заявление о приеме его в колхоз и столько же раз брал его обратно. И только после посевной, когда, сличив всходы на своей заовсюженной десятине, что сиротливо прижалась к полю бригады М.Акимова, подал еще одно заявление и на этот раз обратно не взял его. Подошла первая долгожданная колхозная страда. Если в посевную колхозники трудились на славу, то в уборочную работали прямо до самозабвения. Наконец, наступил час, когда был обмолочен последний сноп. Старейшие пахари, определяя урожай на корню, не ошиблись: более 125 пудов с десятины. В 1931 году намечалось посевную площадь увеличить в четыре раза. Был создан страховой фонд. Членам артели был выдан аванс по 4 фунта на трудодень. Сколько радости и гордости было у вдов-колхозниц Ольги Тюменцевой, Агафьи Симаковой, Прасковьи Фадеевой, бывших батраков Алексея Федоровича Полинского, Василия Симакова, Алексея Денисовича Маркелова и многих других десятков людей, когда они везли зерно, полученное за свой труд. Память сохранила картины героического труда людей тех лет. Во время страды в станице был подготовлен ток для ручного обмолота льна, конопли, сушки и сортировки картофеля. На этой работе были заняты женщины – те, кто по тем или иным причинам не мог выехать в поле. Колхозная жизнь дала выход на простор организаторским талантам, членам артели. Великая Отечественная война Наши односельчане принимали активное участие в защите нашей Родины. Многие из них отдали свою жизнь за то, чтобы люди нашей страны жили счастливо: Все меньше и меньше остается в живых тех, вернулся с полей сражений. Но жители нашего села помнят и гордятся теми, кто отстоял свободу от «коричневой чумы». В Арыкбалыкской сельской библиотеке хранится «Книга Памяти», которую по крупицам собирали супруги Максимовы Александр Прокофьевич и Тамара Митрофановна. В ней перечислены все погибшие Арыкбалыкского района. А на самом высоком месте построен Мемориальный комплекс, на котором увековечены имена тех, кто не вернулся с войны из с.Арыкбалык, и каждый год к ним прибавляются те, кто умер в мирное время. За годы Советской власти село разрослось. Некогда захолустная и отсталая станица стала районным центром. Но годы перестройки подкосили родное село. Много жителей покинули родные места, переселившись в Германию, Россию. После реорганизации района многие переехали в новый районный центр. В настоящее время Арыкбалыкский сельский округ, который объединяет 6 населенных пунктов: с.Арыкбалык, п.Горный, с.Целинное аул Агынтай Батыр, аул Карасай Батыр и с.Наследниковка, является одним из динамично развивающихся округов в Айыртауском районе. В сфере производства, деятельность в сельском округе представлена 3 крупными ТОО, 29 крестьянскими хозяйствами и 6 предприятиями. Отрасль животноводства охватывает индивидуальный сектор населения, а так же крестьянские хозяйства «Каракоз», «Миллениум», «Арна». В с.Арыкбалык действуют 2 убойных пункта: Клудкевича В.М. и Музыкина В.Г. и цех по переработке молока Каракозиди А.Г. В п.Горный функционирует Арыкбалыкский филиал ГНПП «Кокшетау» по защите и охране природных ресурсов. Идет строительство двух зон отдыха на берегу оз.Имантау, которые должны способствовать развитию туризма в округе. Бесперебойно обеспечивает электроэнергией население, сферу производства и другие объекты Арыкбалыкский участок Айыртауского РЭС. В с.Арыкбалык функционирует цифровая станция телефонной связи. Образование представлено школой-гимназией. Учебный процесс проводится в соответствии с требованиями, имеется компьютерные классы. Установлены 4 интерактивные доски. Здравоохранение представлено терапевтическим отделением ЦРБ на 25 койко-мест, центром первичной медико-санитарной помощи, аптекой. Из объектов культуры в с.Арыкбалык функционирует Дом культуры и библиотека, в которых проводятся культурно-массовые мероприятия и обслуживание населения книгами . Также разработана Стратегия развития села Арыкбалык до 2015г., которая должна обеспечить рост экономики и социальной инфраструктуры не только с.Арыкбалык, но и всего сельского округа.
Комментарии (10)
|
- Главная
- О библиотеке
- Ресурсы
- Проекты
- Акции
- Библиотеки области
- Дары библиотеке
- Государственные закупки
Copyright 2012-2014 «Северо-казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова» | ||
Адрес: 150000, г. Петропавловск, ул. Конституции Казахстана, 25 Электронная почта: nklib@mail.ru |