Северо-Казахстанская областная универсальная
научная библиотека им. Сабита Муканова
Регистрация

Из 19 века – в наши дни

17 июля 2017 - Касенова Марал


В суете будней мы в своем городе редко обращаем внимание на его архитектуру, особые приметы зданий, улиц, скверов. Однако есть люди, которым удается в привычных ландшафтах всегда видеть
что-то неповторимое, характерное только для них.
Мы имеем возможность проследить за таким взглядом. Областная библиотека им. С.Муканова развернула выставку «Петропавловский альбом. Город глазами художников», посвященную 265-летию Петропавловска.
Время меняет его облик. И хорошо, Петропавловские мотивы живопи.
Время меняет его облик. И хорошо, что эти изменения не остались незамеченными, что сегодня можно «наложить» их на городские картины наших дней. Сделать это поможет развернутая в библиотеке выставка. Предлагаем краткую экскурсию по ее сюжетам.
Мало кому известно, что одним из первых запечатлел Петропавловск талантливый художник, выпускник Петербургской академии художеств Емельян Корнеев (1782-1839 гг.).

В начале 1800 годов он в составе экспедиции совершил, как говорят сейчас, рабочую поездку по Сибири.
Тогда в числе других им была написана акварель «Вид Петропавловской крепости на Ишимской линии», которую видим здесь.
Петропавловские акварели Павла Пясецкого. Они написаны в 1897 году, когда художник создавал живописную панораму «Великий Сибирский путь» (Транссибирская железнодорожная магистраль):
запечатленный «с иголочки» вокзал, депо, виды станции, деревянные домики, Товарная контора, Меновой двор, немощеные улицы, поросшие травой.
Эти акварели составляют лишь малую часть уникальной панорамы путевых эскизов, созданной П.Пясецким в 1894-1903 годах по заказу Управления строительством Сибирской железной дороги. Общая протяженность панорамы -942 метра.
Еще в пору создания, в 1900 году, она демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже. Позднее была представлена в Книге рекордов Гиннесса.
В настоящее время хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
Петропавловские мотивы живописи ленинградца Сергея Райхенберга. В наши края этот художник угодил по несчастью.


В 1936 году он был арестован по доносу. После 10 лет заключения в колымских лагерях работал в Хабаровске художником театра.

В 1949-м снова арестован и после полугода «профилактики» в хабаровской тюрьме сослан в Кустанай. В Петропавловск, где требовался главный художник театра, он попал в результате выхлопотанного разрешения на изменение места ссылки.

Так город вместе с театральным художником приобрел талантливого мастера пейзажного жанра. В областном краеведческом музее сохранилось несколько полотен Сергея Райхенберга.
Среди петропавловских работ художника - «Владивостокский порт», «Яблони в цвету», «Разлив реки Ишим в 1912 году», «Торг на Ишиме», «Петропавловская крепость».

На выставке в библиотеке петропавловская живопись Емельяна Корнеева, Павла Пясецкого и Сергея Райхенберга представлена на слайдах, демонстрируемых на большом экране.
А «вживую» зрители увидят картины художника Руслана Абдрафикова «Мечеть», «Католическая церковь», картины Александра Листопаднего «Вечерний город», «Мечеть», «После дождя», «Северная звезда» и другие.
Здесь выставлены также работы воспитанников
Северо-Казахстанского колледжа искусств Н.Гусельниковой, З.Абуталимовой, А.Баймагамбетовой, Э.Бейсембаевой.

У каждого художника свое ощущение города. К тому же он запечатлен в разные годы, в разное время - утром и вечером, ночью и днем. В поле зрения живописцев - его центр и окраины.

Сюжеты отличаются один от другого цветовой гаммой и тем, что уместно назвать настроением. Словом, здесь Петропавловск не совсем такой, каким мы привыкли видеть его сейчас.
Выставку подготовили информаци-библиографический отдел и отдел литературы по искусству областной библиотеки им. С.Муканова.

Фото Вадима Мударисова


Из 19 века – в наши дни. // Северный Казахстан. - 2017. - 11июля. - 5 С.

Комментарии (0)