Северо-Казахстанская областная универсальная
научная библиотека им. Сабита Муканова
Регистрация

Ширь казахскую воспевший

Тарас Григорьевич Шевченко про­жил недолгую жизнь - всего 47 лет и один день. Он родился в украинском селе Моринцы Киевской губернии 9 марта 1814 года в семье крепостного крестьянина. Ушел из жизни 26 фев­раля (по новому стилю 10 марта) 1861 г. - через несколько дней после отмены в России крепостного права.

В нем рано проявились таланты, сделавшими возможными учебу у художников-«богомазов», знако­мство с живописцем К. Брюлловым и поэтом В. Жуковским, поступление в петербургскую Академию художеств. Поэзия и живопись стали смыслом его жизни, определили судьбу. Поз­днее Тарас Шевченко напишет: «Я хорошо знал, что живопись - моя про­фессия, мой насущный хлеб. Но вместо того, чтобы изучать ее... сочи­нял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил, которые, нако­нец, лишили меня свободы». За сти­хи, вольнодумные, как тогда квали­фицировали их власти, за участие в киевском тайном Кирилло- Мефодиевском братстве, развивав­шем идеи декабристов, он был арес­тован и сослан в отдельный Оренбу­ргский корпус рядовым солдатом.

В оренбургских степях, в глухой крепости Орске, а затем в Новопет­ровском укреплении на пустынном полуострове Мангышлак в Казахста­не Шевченко пришлось на протяже­нии десяти невыносимо тяжелых и долгих лет (1847-1857) тянуть со­лдатскую лямку. Самое ужасное в этой ссылке было то, что ему, поэту и художнику, «высочайшим повелени­ем» Николая I было строго запреще­но писать и рисовать.

Десятилетняя ссылка подорвала здоровье, надломила физически, но не поколебала духовно великого поэ­та, не погасила огонь его мятежной души, не укротила поэтическую музу. В письмах Т. Шевченко к друзьям мы находим просьбы прислать ему по­больше книг, бумаги, карандашей, красок. От приезжавших на Мангыш- лак в 1850-е годы ученых А.Головачева, П. Семенова-Тян- Шанского, писателя А. Писемского и других Шевченко получал книги, узна­вал новости. Несмотря на строгое запрещение, он писал стихи в запис­ных книжечках, которые называл «за-халявными», потому что прятал их за халяву (голенище) сапога. Фак­симильное издание такой записной книжки с украинским названием «Ма­ла книжка: 1847-1850 рр.» хранится в фонде редких изданий нашей облас­тной библиотеки им.С.Муканова

Годы ссылки в Казахстан были и активными, и плодотворными. Здесь опальный поэт создает новый цикл стихотворений, задумывает поэмы, рисует свыше двухсот картин, пишет девять русских повестей и ведет дневник. Сам он называл творчество тех лет «невольничьей поэзией». В произведениях этого времени преоб­ладают украинские мотивы, но вмес­те стем значительное место занима­ет изображение жизни казахского

народа. Здесь, на новой земле, он увидел горе и нищету, а боль за судь­бу бедных людей степи выразил в стихотворении «Думы мои, думы мои...», которым и открывается цикл «невольничьей поэзии». Тяжелая жизнь народа степи постоянно напо­минала поэту судьбу его родной Укра­ины. Будучи политическим ссыль­ным, находящимся под строгим над­зором, он, конечно, не мог открыто говорить и писать о социальных на­строениях казахов. Свои симпатии Шевченко выражал иносказательно, в форме аллегории. В его произведе­ниях часто говорится о батырах, о том, как они почитаемы казахами. В повести «Близнецы» упоминается гора, «увенчанная могилами баты­ров», у которой часто останавлива­ются путники. В дневнике Шевченко пишет о любви народа к батырам, а в рисунках показывает могилу батыра, к которой люди совершают паломни­чество. В «Близнецах» дается опи­сание степного пожара и уцелевшего одинокого дерева - «зеленой гостьи пустыни». Этому сюжету посвящен ряд рисунков («Пожар в степи», «Джангыз-агач»), «Пожар» в народ­ном сознании связан с проявлением бурных чувств; образ одинокого вели­чественного дерева (байтерек), сви­детельствующего о жизни и силе, - это символические художественные компоненты, посредством которых поэт говорит о несгибаемой воле на­рода.

Т.Г.Шевченко видит в казахском народе высокие человеческие качес­тва: трудолюбие, красоту, поэтич­ность, простоту. «Киргизы так живо­писны, оригинальны, так наивны, что сами просятся под карандаш», - пи­шет он. Шевченко был исключитель­но чуток ко всему красивому в жизни, старался показать его во всем. Та­ким настроением пронизаны его кар­тины, изображающие бытовые сце­ны («Казахи в юрте», «Казах на лоша­ди», «Казахи у огня», «Казашка над ступой» и др.). Очень лиричен образ девушки-сиротки в картине «Казаш­ка Катя», прекрасен молодой пастух с домброй («Акын»), «Шевченко лю­бил киргизов за чистосердечие, жи­вость, за детские любопытства», - пишет К. Паустовский по воспомина­ниям своего деда, служившего вмес­те с Шевченко в Оренбурге. Шевчен­ко очень любил казахских детей, ко­торым посвятил серию картин. Пере­давая прелесть и непосредствен­ность детей казахской бедноты, он сочувствовал их суровому детству, которое напоминало ему свое безра­достное детство.

У Тараса Шевченко можно найти ряд интересных наблюдений над жиз­нью, бытом, обычаями казахов, над практикой казахской народной меди­цины. Он думал написать «...четы­рехтомный нравоописательно- исторический роман», в котором хо­тел изобразить «с микроскопически­ми подробностями нравы, обычаи и историю сего архиправославного народа».

Следует добавить, что перу Шев­ченко принадлежит первое по времени подробное физико- географическое описание западной части Казахстана. При этом он не раз отмечает богатство фауны и флоры казахской степи, порою делает цен­ные научные догадки. В одной из по­вестей он пишет: «...Замечательно, что все это пространство усыпано кварцем. Отчего никому в голову не придет на берегах этих речек поис­кать золото? Может быть, и в киргиз

ской степи возник бы новый Сан- Франциско».

Признательной любовью ответил казахский народ великому Кобзарю за это теплое, сердечное участие в его судьбе. В народе слагались пред­ания о добром, правдивом, как «та- разы - весы», справедливом акыне Таразы, о «добром русском челове­ке, который заступался за народ, за что царь отдал в солдаты». Бережно сохранили жители Мангышлака де­рево, которое посадил и вырастил Т.Г.Шевченко из прута вербы в па­мять о забитом тем прутом солдате. Так выросло на крови солдатской да на его обильных слезах дерево в За­каспийской земле. Теперь здесь раз­росся сад-музей.

Новопетровское укрепление, где Т.Г.Шевченко провел в солдатчине 7 лет, впоследствии было переимено­вано в Форт-Шевченко. Здесь в 1881 году, через 20 лет после кончины поэ­та, был установлен его бюст.

Проникновенные строки посвятил Тарасу Григорьевичу Жамбыл. Поэт- фронтовик, бывший партизан, сра­жавшийся на украинской земле, Жумагали Саин написал о братстве ка­захского и украинского народов, в исторической судьбе которых было много общего:

Душа одна и кровь одна, Одно отечество у нас, Одна мечта, одна весна, Та, о которой пел Тарас.

Областная библиотека им.С.Мука­нова совместно с общественным об­ъединением «Украинский культур­ный центр Северо-Казахстанской области» провели литературно- музыкальный вечер «Кобзарь Украи­ны - Шевченко Тарас», посвященный 200-летию со дня рождения великого поэта Украины.

Юлия ПИСКУНОВА

//Северный Казахстан.-2014.-8 марта

Комментарии (0)