|
Ширь казахскую воспевший
12 марта 2014 - Пискунова Юлия Александровна
Тарас Григорьевич Шевченко прожил недолгую жизнь - всего 47 лет и один день. Он родился в украинском селе Моринцы Киевской губернии 9 марта 1814 года в семье крепостного крестьянина. Ушел из жизни 26 февраля (по новому стилю 10 марта) 1861 г. - через несколько дней после отмены в России крепостного права. В нем рано проявились таланты, сделавшими возможными учебу у художников-«богомазов», знакомство с живописцем К. Брюлловым и поэтом В. Жуковским, поступление в петербургскую Академию художеств. Поэзия и живопись стали смыслом его жизни, определили судьбу. Позднее Тарас Шевченко напишет: «Я хорошо знал, что живопись - моя профессия, мой насущный хлеб. Но вместо того, чтобы изучать ее... сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил, которые, наконец, лишили меня свободы». За стихи, вольнодумные, как тогда квалифицировали их власти, за участие в киевском тайном Кирилло- Мефодиевском братстве, развивавшем идеи декабристов, он был арестован и сослан в отдельный Оренбургский корпус рядовым солдатом. В оренбургских степях, в глухой крепости Орске, а затем в Новопетровском укреплении на пустынном полуострове Мангышлак в Казахстане Шевченко пришлось на протяжении десяти невыносимо тяжелых и долгих лет (1847-1857) тянуть солдатскую лямку. Самое ужасное в этой ссылке было то, что ему, поэту и художнику, «высочайшим повелением» Николая I было строго запрещено писать и рисовать. Десятилетняя ссылка подорвала здоровье, надломила физически, но не поколебала духовно великого поэта, не погасила огонь его мятежной души, не укротила поэтическую музу. В письмах Т. Шевченко к друзьям мы находим просьбы прислать ему побольше книг, бумаги, карандашей, красок. От приезжавших на Мангыш- лак в 1850-е годы ученых А.Головачева, П. Семенова-Тян- Шанского, писателя А. Писемского и других Шевченко получал книги, узнавал новости. Несмотря на строгое запрещение, он писал стихи в записных книжечках, которые называл «за-халявными», потому что прятал их за халяву (голенище) сапога. Факсимильное издание такой записной книжки с украинским названием «Мала книжка: 1847-1850 рр.» хранится в фонде редких изданий нашей областной библиотеки им.С.Муканова Годы ссылки в Казахстан были и активными, и плодотворными. Здесь опальный поэт создает новый цикл стихотворений, задумывает поэмы, рисует свыше двухсот картин, пишет девять русских повестей и ведет дневник. Сам он называл творчество тех лет «невольничьей поэзией». В произведениях этого времени преобладают украинские мотивы, но вместе стем значительное место занимает изображение жизни казахского народа. Здесь, на новой земле, он увидел горе и нищету, а боль за судьбу бедных людей степи выразил в стихотворении «Думы мои, думы мои...», которым и открывается цикл «невольничьей поэзии». Тяжелая жизнь народа степи постоянно напоминала поэту судьбу его родной Украины. Будучи политическим ссыльным, находящимся под строгим надзором, он, конечно, не мог открыто говорить и писать о социальных настроениях казахов. Свои симпатии Шевченко выражал иносказательно, в форме аллегории. В его произведениях часто говорится о батырах, о том, как они почитаемы казахами. В повести «Близнецы» упоминается гора, «увенчанная могилами батыров», у которой часто останавливаются путники. В дневнике Шевченко пишет о любви народа к батырам, а в рисунках показывает могилу батыра, к которой люди совершают паломничество. В «Близнецах» дается описание степного пожара и уцелевшего одинокого дерева - «зеленой гостьи пустыни». Этому сюжету посвящен ряд рисунков («Пожар в степи», «Джангыз-агач»), «Пожар» в народном сознании связан с проявлением бурных чувств; образ одинокого величественного дерева (байтерек), свидетельствующего о жизни и силе, - это символические художественные компоненты, посредством которых поэт говорит о несгибаемой воле народа. Т.Г.Шевченко видит в казахском народе высокие человеческие качества: трудолюбие, красоту, поэтичность, простоту. «Киргизы так живописны, оригинальны, так наивны, что сами просятся под карандаш», - пишет он. Шевченко был исключительно чуток ко всему красивому в жизни, старался показать его во всем. Таким настроением пронизаны его картины, изображающие бытовые сцены («Казахи в юрте», «Казах на лошади», «Казахи у огня», «Казашка над ступой» и др.). Очень лиричен образ девушки-сиротки в картине «Казашка Катя», прекрасен молодой пастух с домброй («Акын»), «Шевченко любил киргизов за чистосердечие, живость, за детские любопытства», - пишет К. Паустовский по воспоминаниям своего деда, служившего вместе с Шевченко в Оренбурге. Шевченко очень любил казахских детей, которым посвятил серию картин. Передавая прелесть и непосредственность детей казахской бедноты, он сочувствовал их суровому детству, которое напоминало ему свое безрадостное детство. У Тараса Шевченко можно найти ряд интересных наблюдений над жизнью, бытом, обычаями казахов, над практикой казахской народной медицины. Он думал написать «...четырехтомный нравоописательно- исторический роман», в котором хотел изобразить «с микроскопическими подробностями нравы, обычаи и историю сего архиправославного народа». Следует добавить, что перу Шевченко принадлежит первое по времени подробное физико- географическое описание западной части Казахстана. При этом он не раз отмечает богатство фауны и флоры казахской степи, порою делает ценные научные догадки. В одной из повестей он пишет: «...Замечательно, что все это пространство усыпано кварцем. Отчего никому в голову не придет на берегах этих речек поискать золото? Может быть, и в киргиз ской степи возник бы новый Сан- Франциско». Признательной любовью ответил казахский народ великому Кобзарю за это теплое, сердечное участие в его судьбе. В народе слагались предания о добром, правдивом, как «та- разы - весы», справедливом акыне Таразы, о «добром русском человеке, который заступался за народ, за что царь отдал в солдаты». Бережно сохранили жители Мангышлака дерево, которое посадил и вырастил Т.Г.Шевченко из прута вербы в память о забитом тем прутом солдате. Так выросло на крови солдатской да на его обильных слезах дерево в Закаспийской земле. Теперь здесь разросся сад-музей. Новопетровское укрепление, где Т.Г.Шевченко провел в солдатчине 7 лет, впоследствии было переименовано в Форт-Шевченко. Здесь в 1881 году, через 20 лет после кончины поэта, был установлен его бюст. Проникновенные строки посвятил Тарасу Григорьевичу Жамбыл. Поэт- фронтовик, бывший партизан, сражавшийся на украинской земле, Жумагали Саин написал о братстве казахского и украинского народов, в исторической судьбе которых было много общего: Душа одна и кровь одна, Одно отечество у нас, Одна мечта, одна весна, Та, о которой пел Тарас. Областная библиотека им.С.Муканова совместно с общественным объединением «Украинский культурный центр Северо-Казахстанской области» провели литературно- музыкальный вечер «Кобзарь Украины - Шевченко Тарас», посвященный 200-летию со дня рождения великого поэта Украины. Юлия ПИСКУНОВА //Северный Казахстан.-2014.-8 марта
Комментарии (0)
|
- Главная
- О библиотеке
- Ресурсы
- Проекты
- Акции
- Библиотеки области
- Дары библиотеке
- Государственные закупки
Copyright 2012-2014 «Северо-казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова» | ||
Адрес: 150000, г. Петропавловск, ул. Конституции Казахстана, 25 Электронная почта: nklib@mail.ru |