Северо-Казахстанская областная универсальная
научная библиотека им. Сабита Муканова
Регистрация

Факт-лист "Кибербуллинг и подростки"

   Сегодня подростки используют Интернет-пространство не только в игровых и учебных целях, но и для активного общения со сверстниками. С каждым днем все больше подростков становятся пользователями Интернет и отдают предпочтение общению через сеть, нежели «живому» общению. Сетевое общение привлекает своей доступностью самовыражения своего «Я» и отсутствием нравственных и этических границ. У современных подростков недостаточно сформированы навыки эффективного общения, что отражается на качестве коммуникативного процесса и межличностного взаимодействия.
Наше общество столкнулось с новым явлением «кибербуллинг».
   Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull – бык, с родственными значениями «агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить». В молодёжном сленге   имеется глагол аналогичного происхождения – быковать. Кибербуллинг – это нападения с целью нанесения психологического  вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Особенность кибербуллинга заключается в анонимности и наличии огромной аудитории.
Кибербуллинг классифицируется по видам:
Клевета. Распространение оскорбительной, унизительной и неправдивой информации on-line, чтобы повредить репутацию жертвы.
Отчуждение (изоляция). Исключение из виртуальной группы – считается видом кибербуллинга.
Флейминг. Перепалка в виде обмена злыми, жестокими и грубыми сообщениями между двумя и более пользователями в публичных и приватных местах общения в сети Интернет.
Хеппислеппинг (от англ. happy slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение). Физическое нападение, избиение человека, в то время как обидчики снимают это на видео или фотографируют, чтобы впоследствии разместить материалы в сети Интернет.
Нападки. Повторяющиеся обидные и оскорбительные сообщения, направленные на жертву.
Самозванство. Преследователь притворяется жертвой и от его/её имени рассылает сообщения или распространяет информацию с целью уничтожения репутации жертвы.
Текстовые войны / нападения. Травля, преследование жертвы посредством большого количества оскорбительных СМС-сообщений или электронных писем.
Обман. Получение и распространение конфиденциальной информации, личной переписки или фотографий и публикация их в Интернете.
   Взрослые пока мало задумываются о последствиях кибербуллинга, а кто-то и вовсе не знает этот термин. Это связано с тем, что жертвы кибербуллинга скрывают свою проблему от взрослых, так как боятся потерять доступ к виртуальному пространству. Некоторые взрослые настолько убеждены в открытости и психологической близости своего чада по отношению к ним, что не замечают изменений в поведении и психологического состояния подростка.
   Определив всю специфичность кибербуллинга и отношение  к этому явлению, мы разработали программу по профилактике кибербуллинга в подростковой среде. Первый этап профилактической работы – диагностический: мониторинг обучающихся 5-8-х классов и их родителей; второй этап – просветительский: изготовление информационных буклетов, памяток о стратегии пресечения и профилактики кибербуллинга, выступления на родительских и классных собраниях, групповое консультирование подростков; третий этап – реализация профилактический программы: групповые занятия с элементами тренинга с подростками, подверженными кибербуллингу.
Программа рассчитана на 8 занятий и предназначена для работы с подростками с 11 до 12 лет; оптимальная численность группы: 8-10 человек; продолжительность занятий: 45 минут; периодичность занятий: один раз в неделю.
   Проводя профилактическую работу, мы не искореним полностью кибербуллинг и другие проявления жестокости среди подростков. Но мы поможем педагогам и родителям отслеживать виртуальные конфликты подростков; обучающимся правильно реагировать на кибербуллинг, освоить приемы регулирования конфликтов.


Феоктистова Я. С. Профилактическая работа педагога-психолога в образовательном учреждении: кибербуллинг и подростки // Образование в современной школе. - 2014. - №7. - С. 28-29.
 

Комментарии (0)