Северо-Казахстанская областная универсальная
научная библиотека им. Сабита Муканова
Регистрация

Факт-лист «Компьютерная зависимость»

В стремительно меняющемся мире компьютерные технологии становятся всё более важным фактором, влияющим на становление личности молодого человека. Существенно возросла значимость для современных подростков форм досуга, связанных с компьютерной техникой.
   С увеличением использования компьютерной техники, наряду с несомненно положительными аспектами её применения, наметилась и тенденция, позволяющая с тревогой констатировать возрастающую динамику негативного влияния современных компьютерных технологий на сознание современного человека. В научной литературе появилось такое понятие, как «компьютерная зависимость». Впервые этот термин появился в начале 1980-х годов в США и обозначает «патологическое пристрастие человека к работе» или проведению времени за компьютером, постоянную проверку своего почтового ящика в Интернете, постоянное ожидание следующего выхода в Интернет, не ограниченного временем занятие компьютерными играми и другими видами деятельности, связанными с компьютерной техникой. Позже появились новые виды компьютерного пристрастия: сетевые компьютерные игры, онлайн-аукционы, покупки в Интернете. В 1990-х годах о компьютерной зависимости начинают говорить как о разновидности эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
   В настоящее время компьютерную зависимость учёные рассматривают как одну из форм аддиктивного поведения, вызванную нефармакологическими средствами.
   Психологи выделяют несколько стадий компьютерной зависимости.
   Первая – стадия лёгкой увлечённости. Компьютерная реальность позволяет осуществить многие мечты: один хочет быть сильным, в игре он избивает, грабит или убивает «соперников». Другой мечтает участвовать в гонках, купить себе «крутую» гоночную машину, – и игра даёт ему такую возможность. Многие исследования доказали, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Так игра за компьютером начинает приобретать целенаправленный характер.
   Вторая стадия – увлечённость. Стремление к игре на этой стадии – мотивация, которая опосредована потребностью бегства от реальности к принятой роли. Игра принимает систематический характер.
   Третья стадия – зависимость. На этой стадии происходят серьёзные изменения в ценностно-смысловой сфере ребёнка: меняются самосознание и самооценка, игра полностью вытесняет реальный мир.
   Зависимость может проявляться в социализированной и индивидуализированной формах. При социализированной форме компьютерной зависимости подросток поддерживает социальный контакт с обществом, в основном, с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, с помощью компьютерной сети друг с другом. В этом случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику подростков, они не отрываются от социума, не уходят в себя.
   При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальное миропонимание, мировоззрение, но и взаимодействие с окружающим миром, с социумом. Происходит нарушение основной функции психики: нереальный, виртуальный мир замещает реальный. Такие дети подолгу играют без свидетелей, их потребность в игре не меняется, не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра становится разновидностью наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка эта тяга ничем не замещается, то подростки впадают в состояние, близкое к ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными, агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения являются психопатологией. Зная стадию вовлеченности подростка в компьютерную зависимость, можно наиболее продуктивно использовать потенциал профилактической деятельности и провести коррекцию зависимого поведения. Психолого-педагогическая работа в этом направлении должна основываться на принятии, понимании и доверии подростка. В противном случае он  не пойдет на контакт, в результате чего работа с ним будет малопродуктивна. Во всех случаях работу надо вести дифференцированно, с учётом длительности влияния компьютерной аддикции и проявлений поведенческих деструкций. Особое значение при этом приобретает выбор адекватных форм и методов работы. От того, насколько они будут верно подобраны, зависит успех профилактической деятельности образовательного учреждения. Наиболее эффективные формы работы с подростками – проекты, ролевые игры, тренинговые занятия, анкеты, семинары.

// Фадеева С. В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков // Народное образование. - 2011. - №8. - С. 276-280.

 

Комментарии (0)