Северо-Казахстанская областная универсальная
научная библиотека им. Сабита Муканова
Регистрация

Факт-лист «Облачные технологии в современном образовательном процессе»

   Контроль знаний и умений учащихся является одним из ключевых компонентов учебного процесса и представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности. Контроль позволяет оценить действительный уровень знаний учащихся и динамику усвоения ими учебного материала и выявить пробелы в знаниях, на основе чего можно сделать соответствующие выводы о методах обучения и внести коррективы в учебный процесс.
   Контроль образовательного процесса присутствует на всех ступенях обучения. Традиционно к основным формам контроля учебной деятельности относят фронтальные и индивидуальные устные опросы, письменный контроль в виде самостоятельных и контрольных работ, проверку домашних заданий. Чаще всего все эти формы контроля осуществляются по традиционной бумажной технологии, реже — при помощи различных средств информационных технологий, например, тестирующих программ.
   Учитывая особенности вышеперечисленных форм контроля учебной деятельности, для его эффективного осуществления в образовательной среде, согласно предъявляемым требованиям, подходит класс облачных приложений, при помощи которых можно не только осуществлять контроль знаний и умений, но и оптимизировать работу преподавателей и контроль деятельности учащихся.
   Облачные технологии могут быть использованы:
• при планировании учебных мероприятий;
• при проведении практических занятий;
• для сбора отчетов по выполненным самостоятельным и домашним работам;
• для контроля результатов обучения учащихся методом тестирования.
   Одним из комплексных средств для организации и контроля учебной деятельности являются облачные приложения от компании Google, доступ к которым предоставляется после регистрации на соответствующем веб-ресурсе. Сервер Google дает доступ к таким приложениям, как Календарь, Электронная почта, Документы, Сайты, и к целому ряду других.
   Для получения благоприятных результатов любая деятельность должна быть заранее спланирована, что также относится и к деятельности по контролю.
   Облачный сервис Документы Google содержит большой набор функционально нагруженных приложений, которые расширяют возможности по контролю знаний и умений учащихся, а также позволяют сэкономить временные и трудовые затраты преподавателя. Сервис Документы Google содержит текстовый и табличный редакторы, редакторы презентаций, приложения для рисования и создания графических схем, а также специальные формы, позволяющие создавать электронные тесты.
   Каждое из приложений обладает своим определенным набором функций для работы с документами, их возможностей (для оформления текстовых документов, ведения электронных таблиц и расчетов, оформления презентаций) вполне хватит учащимся для составления отчетов по результатам учебной деятельности.
   Для контроля текущей успеваемости учеников по выполняемой учебной работе проверка выполнения текущих заданий может осуществляться удаленно, для чего учащийся должен предоставить соответствующую возможность учителю при помощи функции организации совместного доступа в облачном приложении. Для организации совместного доступа используется электронная почта Gmail, на которую приходят уведомления о доступе к файлам. Организация совместного доступа делается один раз и действует до тех пор, пока не будет исключен из доступа тот, кому документ предназначался.
   Организация контроля знаний облачными средствами в форме теста наряду с другими видами контроля результатов учебной деятельности учащихся представляется целесообразной, так как подобная оперативная проверка знаний, учитывающая индивидуальное расписание обучающихся, позволяет значительно сэкономить и оптимизировать распределение рабочего времени учителя, если проводить сравнение с традиционной проверкой письменных работ учащихся или проверкой знаний средствами персональных компьютеров в учебном классе. Возможности облачных технологий предусматривают удаленную работу с соответствующими электронными ресурсами через практически любое современное электронное устройство, оснащенное веб-обозревателем и имеющее доступ к сети Интернет, например, через персональный компьютер, планшетный компьютер, смартфон.
   Кроме рассмотренного набора облачных приложений у облачного сервиса Google дополнительно присутствуют и могут быть полезны такие приложения, как Сайты и Blogger, функциональные возможности которых позволяют родителям вести дополнительный контроль за результатами текущей успеваемости своих детей.
  Рассмотренные облачные приложения обладают необходимым набором функций, которого вполне достаточно для организации эффективной учебной работы по целому ряду дисциплин информационного цикла, а возможности по организации совместной учебной деятельности и коллективной работы расширяют сферу применения средств на многие другие дисциплины, напрямую не связанные с информационными технологиями. Кроме того, такие облачные средства добавляют новые возможности для организации контроля текущей учебной деятельности в целом, а также позволяют сформировать у учащихся представления о востребованных функциях современных информационно-коммуникационных технологий.
  Облачные приложения с их мобильностью и организацией совместного доступа открывают широкие возможности для контроля за работой учащихся не только при выполнении ими домашних и самостоятельных работ, но и при организации их проектной и исследовательской деятельности.
  Кроме того, с применением облачных технологий появляется доступная возможность работы с учениками, которые по разным причинам не могут посещать учебное заведение в определенный период времени. В этой ситуации у преподавателя появляется возможность общедоступными облачными средствами удаленно организовать и проконтролировать учебную деятельность таких учащихся, так как для работы с облачными приложениями достаточно иметь поддерживаемое электронное устройство, оборудованное современным веб-браузером и имеющее доступ к глобальной сети Интернет.


Шевчук, М. В. Организация контроля учебной деятельности учащихся средствами облачных технологий // Информатика и образование. - 2014. - №3. - С. 77-80.
 

Комментарии (0)