|
Факт-лист "Виртуальные социальные сети как пространство культуры"
10 марта 2013 - Шингурова Мария Ростиславовна
Виртуальные социальные сети все чаще становятся объектом исследований в силу значительной их распространенности. Прежде укажем на распространенность так называемых «сетевых сообществ» — виртуальных социальных сетей. Примерно 50% подростков по всему миру в возрасте от 13 до 17 лет проводят свое время в виртуальных социальных сетях. За рубежом новое поколение, привлеченное возможностью декларировать свои интересы и разделять их с окружающими, строить отношения с другими людьми, явно предпочитает порталы Facebook и MySpace телевизору. В России наиболее популярны следующие социальные порталы: Odnoklassniki, Vkontakte, Livejournal, Liveinternet. Первые виртуальные социальные сети появились в интернете в середине 1990-х годов, это были Classmates; в 1999 году был создан популярнейший Livejournal; в 2003 году — MySpace, год спустя — Facebook, а в 2006 году в России началось победное шествие Odnoklassniki (25 млн пользователей) и Vkontakte (22 млн пользователей). Что же представляют собой упоминаемые ресурсы? Odnoklassniki — русский аналог сайта Classmates, он предназначен для поиска и переписки с бывшими одноклассниками, сокурсниками, сослуживцами и коллегами по работе. Имеет довольно ограниченные возможности, однако популярен благодаря простоте интерфейса и низкому потреблению трафика. Vkontakte изначально позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников российских ВУЗов, но в настоящее время его аудитория представлена всеми слоями пользователей Интернета, западным аналогом является сайт Facebook. Ресурс имеет богатый и современный программный сервис: «стену» для кратких публикаций, «статус» для быстрого доступа к свежим обновлениям на страничках групп и друзей, «календарь» для поздравлений с памятными датами, «видео» для размещения роликов, «аудио» для любимой музыки и сервис для работы с flash-приложениями. Работа с сайтом требует определенных навыков, но зато предоставляет молодежи гораздо больше возможностей для самоописания и коммуникации, чем «Одноклассники». Livejournal и Liveinternet («Живой журнал») — это вербальное пространство, массовые блог-платформы для размещения онлайновых дневников, имеют стандартный набор функций: возможность публикации записей, их комментирования читателями, создание «френдленты» (индивидуальный список чтения из интересных для пользователя участников сервиса). Они также позволяют вставлять в записи мультимедиа. MySpace представляет собой универсальную виртуальную социальную сеть, включающую в себя возможности и сервисы всех вышеперечисленных, в настоящее время он доступен и на русском языке. Особенностью ресурса является то, что на нем имеют свои странички практически все современные музыканты, что в принципе позволяет любому пользователю сети входить в непосредственный контакт со звездами сцены, узнавать самые свежие новости из первых рук и слушать любимую музыку через встроенный в страницу плеер. Эти и другие виртуальные социальные ресурсы позволяют любому человеку с начальными навыками владения Интернетом бесплатно создать свою персональную страничку с широкими возможностями для самовыражения и коммуникации. Какие же особенности виртуальных социальных сетей привлекают молодежь? На наш взгляд, это: 1) открытость; 2) наполненность широким диапазоном потенций для субъекта; 3) наличие внутригрупповой идентичности и стратификации; 4) относительно высокая степень и анонимности; 5) социальный обмен происходит в форме 2 дарения информации; 6) театрализация. Участники виртуальных социальных сетей формируют новое пространство информационной культуры, в котором создается особый мир социальных отношений и формируется специфическая система ценностей. Важнейшей исходной особенностью интернета и виртуальных социальных сетей является анонимность и ограниченные сенсорные возможности, что дает возможность экспериментировать со своей личностью и создавать виртуальный образ или сетевую идентичность сообразно своим желаниям. Она может в целом соответствовать реальной, а может и нет. Создав «мнимое Я» (или даже несколько альтернативных идентичностей, в т.ч. и противоположного пола) в соответствии со своими стремлениями и желаниями, можно вполне гармонично жить множественной жизнью, примеряя на себя то одну, то другую маску. Восприятие получившейся виртуальной ипостаси со стороны других людей также будет сугубо индивидуально. Молодые люди активно вовлечены в участие в виртуальных социальных сетях, потому что те способны предоставить им удовлетворение всех потребностей в разной степени: 1. Физиологические потребности (например, половое влечение и т. д.). В качестве примера упомянем сайты знакомств (наиболее популярны — «Рамблер.Знакомства» (http://love. rambler.ru) и «Знакомства@таН.ги» (http://love.mail.ru) — суммарно более 5 млн пользователей). 2. Потребность в безопасности (чувство уверенности, избавление от страха и неудач). Практически все виртуальные социальные сети сохраняют ощущение безопасности участия в них посредством: 1) возможности анонимного (под псевдонимом) участия в них; 2) быстрого выхода (посредством отключения интернета или удаления персональной страницы); 3) сенсорной ограниченности. 3. Потребность в принадлежности. Наиболее сильно чувство принадлежности удовлетворяется, когда субъекты объединены одним делом. У них одна цель и они к ней идут вместе. Практически все виртуальные социальные сети объединяют участников по интересам: это могут быть профессиональные сообщества типа www.e-xecutive.ru (сообщество менеджеров), http://www.fundraising.ru/ (сайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов), или сообщества по интересам — http://www.povara.ru/ (кулинарное сообщество), http://www.qashqai-club.ru/ (клуб автолюбителей Nissan Qashqai) и т. д. В универсальных сетях типа «Одноклассники» так же созданы сообщества, где участники, «добавляя к себе в друзья» разнообразных знакомых, формируя и входя в группы, испытывают чувство той самой «принадлежности». Среди молодежи, участвующей в виртуальных социальных сетях, популярны сообщества различного типа, в том числе и маргинального (примеры групп сайта Vkontakte: «Студенты.ру», «Алёнки — милые деФФФчон-ки», «Вы выросли в 90, если...», «У меня не свалка, у меня организованный нелинейный порядок!!», «Клуб любителей хлопать полиэтиленовые пакетики с пупырышками так, чтобы получалось «чик-чик-чик»», «Скажем "нет" ботанизму!» и т. д.). 4. Потребность в уважении (достижение успеха, одобрение, признание). Наверное, одной их основных целей в виртуальных социальных сетях является удовлетворение именно потребностей одобрения и признания. Участник получает возможность заявить о себе сетевому обществу. Показать себя, рассказать о своих успехах и достижениях. При этом пользователь может проводить аналогию — чем больше у него в профиле друзей, тем более он уважаем. 5. Познавательные потребности (знать, уметь, исследовать). Для удовлетворения этой потребности служат блоговые виртуальные социальные сети. В подобных сетях как раз часто встречаются системы разнообразных рейтингов и поощрений за написания статей. Участник такой сети должен с легкостью находить интересующую его информацию. 6. Эстетические потребности (гармония, порядок, красота). Виртуальная социальная сеть представляет возможности графического изменения своей персональной страницы. Однако универсальные виртуальные социальные сети часто ограничены в таких возможностях, доступных, в свою очередь, на сайтах Livejournal, MySpace и т. п. 7. Потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности). Большинство виртуальных социальных сетей создается именно для удовлетворения потребностей этого уровня. Кто-то в них приходит для поиска одноклассников, кто-то за информацией и единомышленниками, но у всех есть четкое понимание, зачем они стали частью этого сообщества. При грамотном использовании возможностей социальных сетей, можно реализовать множество других (сопутствующих) целей, например, познакомиться, найти работу или клиентов, получить информацию для изучения и саморазвития. Виртуальные социальные сети — это социальные модели с габитальным набором правил и установок, сформированных автором — создателем сети, функционирующие в виртуальном пространстве (преимущественно интернет) и поддерживаемые активностью акторов, привлеченных открытостью системы, широким диапазоном потенций для субъекта, наличием внутригрупповой идентичности и стратификации, относительно высокой степенью анонимности. Молодежь активно вовлечена в виртуальные социальные сети, так как находит возможность реализации потребностей, не получающих соответствующего удовлетворения в реальности. // Вопросы культурологии. – 2009. - №8. – С. 56-59.
Комментарии (0)
|
- Главная
- О библиотеке
- Ресурсы
- Проекты
- Акции
- Библиотеки области
- Дары библиотеке
- Государственные закупки
Copyright 2012-2014 «Северо-казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова» | ||
Адрес: 150000, г. Петропавловск, ул. Конституции Казахстана, 25 Электронная почта: nklib@mail.ru |