Северо-Казахстанская областная универсальная
научная библиотека им. Сабита Муканова
Регистрация

Факт-лист "Виртуальные социальные сети как пространство культуры"

Виртуальные социальные сети все чаще становятся объектом исследований в силу значительной их рас­пространенности. Прежде укажем на распространен­ность так называемых «сетевых сообществ» — вирту­альных социальных сетей.

Примерно 50% подростков по всему миру в возрасте от 13 до 17 лет проводят свое время в виртуальных социальных сетях. За рубежом новое поколение, привлеченное возмож­ностью декларировать свои интересы и разделять их с окружающими, строить отношения с другими людь­ми, явно предпочитает порталы Facebook и MySpace телевизору. В России наиболее популярны следую­щие социальные порталы: Odnoklassniki, Vkontakte, Livejournal, Liveinternet.

Первые виртуальные социальные сети появи­лись в интернете в середине 1990-х годов, это были Classmates; в 1999 году был создан популярнейший Livejournal; в 2003 году — MySpace, год спустя — Facebook, а в 2006 году в России началось побед­ное шествие Odnoklassniki (25 млн пользователей) и Vkontakte (22 млн пользователей). Что же представ­ляют собой упоминаемые ресурсы?

Odnoklassniki — русский аналог сайта Classmates, он предназначен для поиска и переписки с бывшими одноклассниками, сокурсниками, сослуживцами и коллегами по работе. Имеет довольно ограниченные возможности, однако популярен благодаря простоте интерфейса и низкому потреблению трафика.

Vkontakte изначально позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников рос­сийских ВУЗов, но в настоящее время его аудитория представлена всеми слоями пользователей Интернета, западным аналогом является сайт Facebook. Ресурс имеет богатый и современный программный сервис: «стену» для кратких публикаций, «статус» для быстрого доступа к свежим обновлениям на страничках групп и друзей, «календарь» для поздравлений с памятными датами, «видео» для размещения роликов, «аудио» для любимой музыки и сервис для работы с flash-приложениями. Работа с сайтом требует определенных навы­ков, но зато предоставляет молодежи гораздо больше возможностей для самоописания и коммуникации, чем «Одноклассники».

Livejournal и Liveinternet («Живой журнал») — это вербальное пространство, массовые блог-платформы для размещения онлайновых дневни­ков, имеют стандартный набор функций: возможность публикации записей, их комментирования читателя­ми, создание «френдленты» (индивидуальный список чтения из интересных для пользователя участников сервиса). Они также позволяют вставлять в записи мультимедиа.

MySpace представляет собой универ­сальную виртуальную социальную сеть, включающую в себя возможности и сервисы всех вышеперечис­ленных, в настоящее время он доступен и на русском языке. Особенностью ресурса является то, что на нем имеют свои странички практически все современные музыканты, что в принципе позволяет любому поль­зователю сети входить в непосредственный контакт со звездами сцены, узнавать самые свежие новости из первых рук и слушать любимую музыку через встроен­ный в страницу плеер.

Эти и другие виртуальные социальные ресурсы позволяют любому человеку с начальными навыка­ми владения Интернетом бесплатно создать свою персональную страничку с широкими возможностями для самовыражения и коммуника­ции.

Какие же особенности виртуальных социальных сетей привлекают молодежь? На наш взгляд, это: 1) открытость; 2) наполненность широким диапазоном потенций для субъекта; 3) наличие внутригрупповой идентичности и стратификации; 4) относительно высокая степень и анонимности; 5) социальный обмен происходит в форме 2 дарения информации; 6) театрализация.

Участники виртуальных социальных сетей форми­руют новое пространство информационной культуры, в котором создается особый мир социальных отноше­ний и формируется специфическая система ценностей.

Важнейшей исходной особенностью интернета и виртуальных социальных сетей является анонимность и ограниченные сенсорные возможности, что дает возможность экспериментировать со своей личностью и создавать виртуальный образ или сетевую идентичность сообразно своим желаниям. Она может в целом соответ­ствовать реальной, а может и нет. Создав «мнимое Я» (или даже несколько альтернативных идентичностей, в т.ч. и про­тивоположного пола) в соответствии со своими стремле­ниями и желаниями, можно вполне гармонично жить мно­жественной жизнью, примеряя на себя то одну, то другую маску. Восприятие получившейся виртуальной ипостаси со стороны других людей также будет сугубо индивидуально.

Молодые люди активно вовле­чены в участие в виртуальных социальных сетях, потому что те способны предоставить им удовлетворение всех потребностей в разной степени:

1.     Физиологические потребности (например, половое влечение и т. д.).

В качестве примера упомянем сайты знакомств (наи­более популярны — «Рамблер.Знакомства» (http://love. rambler.ru) и «Знакомства@таН.ги» (http://love.mail.ru) — суммарно более 5 млн пользователей).

2.     Потребность в безопасности (чувство уверенности, избавление от страха и неудач).

Практически все виртуальные социальные сети сохра­няют ощущение безопасности участия в них посред­ством: 1) возможности анонимного (под псевдонимом) участия в них; 2) быстрого выхода (посредством отклю­чения интернета или удаления персональной страницы); 3) сенсорной ограниченности.

3.     Потребность в принадлежности.

Наиболее сильно чувство принадлежности удовле­творяется, когда субъекты объединены одним делом. У них одна цель и они к ней идут вместе. Практически все виртуальные социальные сети объединяют участников по интересам: это могут быть профессиональные сооб­щества типа www.e-xecutive.ru (сообщество менеджеров), http://www.fundraising.ru/ (сайт сообщества профессио­налов по привлечению ресурсов), или сообщества по интересам — http://www.povara.ru/ (кулинарное сообще­ство), http://www.qashqai-club.ru/ (клуб автолюбителей Nissan Qashqai) и т. д.

В универсальных сетях типа «Одноклассники» так же созданы сообщества, где участники, «добавляя к себе в друзья» разнообразных знакомых, формируя и входя в группы, испытывают чувство той самой «принадлеж­ности». Среди молодежи, участвующей в виртуальных социальных сетях, популярны сообщества различного типа, в том числе и маргинального (примеры групп сайта Vkontakte: «Студенты.ру», «Алёнки — милые деФФФчон-ки», «Вы выросли в 90, если...», «У меня не свалка, у меня организованный нелинейный порядок!!», «Клуб люби­телей хлопать полиэтиленовые пакетики с пупырышка­ми так, чтобы получалось «чик-чик-чик»», «Скажем "нет" ботанизму!» и т. д.).

4.     Потребность в уважении (достижение успеха, одоб­рение, признание).

Наверное, одной их основных целей в виртуальных социальных сетях является удовлетворение именно потребностей одобрения и признания. Участник получает возможность заявить о себе сетевому обществу. Показать себя, рассказать о своих успехах и достижениях. При этом пользователь может проводить аналогию — чем больше у него в профиле друзей, тем более он уважаем.

5.     Познавательные потребности (знать, уметь, иссле­довать).

Для удовлетворения этой потребности служат блоговые виртуальные социальные сети. В подобных сетях как раз часто встречаются системы разнообразных рей­тингов и поощрений за написания статей. Участник такой сети должен с легкостью находить интересующую его информацию.

6.     Эстетические потребности (гармония, порядок, кра­сота).

Виртуальная социальная сеть представляет возмож­ности графического изменения своей персональной стра­ницы. Однако универсальные виртуальные социальные сети часто ограничены в таких возможностях, доступных, в свою очередь, на сайтах Livejournal, MySpace и т. п.

7.     Потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

Большинство виртуальных социальных сетей создается именно для удовлетворения потребностей этого уровня. Кто-то в них приходит для поиска одноклассников, кто-то за информацией и единомышленниками, но у всех есть чет­кое понимание, зачем они стали частью этого сообщества. При грамотном использовании возможностей социальных сетей, можно реализовать множество других (сопутствую­щих) целей, например, познакомиться, найти работу или кли­ентов, получить информацию для изучения и саморазвития.

Виртуаль­ные социальные сети — это социальные модели с габитальным набором правил и установок, сформированных автором — создателем сети, функционирующие в вир­туальном пространстве (преимущественно интернет) и поддерживаемые активностью акторов, привлеченных открытостью системы, широким диапазоном потенций для субъекта, наличием внутригрупповой идентичности и стратификации, относительно высокой степенью ано­нимности. Молодежь активно вовлечена в виртуальные социальные сети, так как находит возможность реали­зации потребностей, не получающих соответствующего удовлетворения в реальности.

// Вопросы культурологии. – 2009. - №8. – С. 56-59.

Комментарии (0)