Информационные технологии в образовательном процессе
1. Андреев А.А. Общедоступные программные и образовательные ресурсы Интернета // Школьные технологии. – 2010. - № 1. - С. 132.
Одна из ярко выраженных тенденций, прослеживаемых в современном российском образовании, - распространение идеологии открытых ресурсов. Термин «открытый» может быть заменен терминами «общедоступный», «бесплатный», «свободно распространяемый». Под этим понимается свободный доступ к использованию как образовательных ресурсов, так и программного обеспечения различного назначения. Метафорически это направление можно назвать условно «коммунизм в образовании».
В статье описаны некоторые интернет-сервисы, с помощью которых может осуществляться общедоступность образования.
2. Андреев К.А. Проблемы информатизации и способы их решения в начальной школе // Народное образование. – 2011. - № 1. - С.205.
В процесс информатизации общества с каждым годом вовлекается все большее количество участников. В современном мире в деятельности учреждений, общении людей все чаще используются ИКТ. Активно проводится и информатизация в сфере образования, в том числе в начальной школе. В статье автор рассматривает не только положительные стороны, но и наметившиеся негативные тенденции этого процесса
3. Бочаров М.И. Концепция обучения информационной безопасности на первой ступени школьного образования // Школьные технологии. - 2010. - № 5.- С. 90.
В статье рассматриваются подходы к обучению учащихся младших классов обеспечению информационной безопасности. Для этого проводится анализ особенностей восприятия информации школьником, выделяются социальные группы, в которых он может оказаться, рассматриваются возможные источники угроз информационной безопасности учащегося, характерные для младшего школьного возраста, на основе чего выбираются адекватные способы обучения основам информационной безопасности в учебном процессе.
4. Белоус В.В. Создание и сопровождение электронных учебных изданий // Школьные технологии. – 2010. - № 6.- С. 60.
В статье представлена классификация электронных учебных изданий (ЭУИ), рассматриваются основные понятия и принципы создания электронных изданий, приводится структурно-логическая модель знаний курса, дается процедура проведения экспертизы электронных изданий.
5. Гетманова Е.Е. Использование интерактивных flash-фильмов при изучении физики // Школьные технологии. – 2010. - № 4. -С. 136.
Компьютерное моделирование создает устойчивое представление о физических явлениях, приводит к более высокому уровню понимания физических явлений. Использование интерактивных фильмов, созданных на основе flash-технологий, повышает заинтересованность учащихся в изучении физики.
6. Гетманова Е.Е. Компьютерное моделирование физических процессов и явлений // Школьные технологии. – 2010. - № 6. -С. 136.
Преподавание основ фундаментальных наук (в частности физики, математики), основанное на общепринятой методологической системе обучения, не всегда является оправданным и эффективным. Это связано со многими факторами – манерой изложения преподавателем материала, количества учащихся в аудитории, их заинтересованностью в данном учебном материале. Общеизвестно – чем выше заинтересованность обучаемого в предлагаемом материале, чем интенсивнее его эмоциональный настрой, тем лучше проходит процесс усвоения. Один из наиболее эффективных способов этого достичь – внедрение современных информационных технологий в процесс обучения.
7. Горюшкин Е.И. Применение нейросетевых технологий для совершенствования адаптивных тестов по информатике // Школьные технологии. - 2010. - № 5. -С. 168.
В статье рассматривается один из вариантов усовершенствования системы контроля учебных достижений по информатике путем применения адаптивных тестов месте с нейросетями.
8. Громченко И.А., Ульянова Т.В. Сайт учителя в организации учебного процесса // Народное образование. – 2011. - № 1.- С. 210.
Одной из новых форм работы педагога стал сайт, где он может публиковать свои учебные и дополнительные материалы для подготовки к урокам, авторские домашние задания, тематические модули.
9. Деменченок О.Г. Проведение занятий с применением мультимедийной техники // Школьные технологии. – 2010. - № 1. -С. 153.
Повышение требований к качеству подготовки выпускников приводит к необходимости совершенствования системы образования для более эффективного усвоения новой информации. Ускорить и повысить качество учебного материала помогают технические средства обучения. Современные ТСО значительно превосходят своих предшественников по уровню наглядности, удобству использования. В статье рассмотрены виды мультимедийных ТСО, приведены их технические характеристики, показаны особенности их применения.
10. Днепровская Н.В. Зарубежные открытые образовательные ресурсы // Школьные технологии. - 2010. - № 5. -С. 109.
Главный принцип информационного общества – свободный обмен знаниями и информацией – реализован в открытых образовательных ресурсах, доступных в Интернете. Учебные и образовательные материалы, разрабатываемые университетами всего мира, интегрированы в информационные системы доступа к открытым образовательным ресурсам. В статье приводится анализ зарубежных открытых образовательных ресурсов, выявлены проблемы доступа к ним.
11. Дубровский В.Н., Лебедева Н.А., Белайчук О.А. 1 С: Математический конструктор – новая программа динамической геометрии // Школьные технологии. – 2010. - № 1. -С. 137.
Все больше школ получают полноценное компьютерное оборудование. И все более актуальным становится вопрос, какое выбрать программное обеспечение, чтобы использовать новые технические возможности с максимальным эффектом. В наибольшей степени инновационный потенциал информационно-компьютерных технологий в образовании проявляется в инструментальных средах, или виртуальных лабораториях, которые открывают неограниченный простор для конструктивной, экспериментальной, творческой деятельности учеников и позволяют ввести в учебный процесс формы работы, которые трудно, а порой и невозможно организовать обычными средствами.
12. Евдокимов Ю.К., Салахова А.Ш., Кирсанов А.Ю. Дистанционные и виртуальные информационные технологии в современном школьном образовании // Школьные технологии. – 2010. - № 5. -С.71.
В статье рассмотрены концептуальные предпосылки информатизации и непрерывности образования. Описаны способы модернизации образования в средних и средне-специальных учебных заведениях. Рассмотрена роль дистанционных и виртуальных технологий обучения в школьном образовании. В конце статьи описана созданная в КГТУ им. А.Н. Туполева дистанционная автоматизированная учебная лаборатория.
13. Ермолин А. Инновационная модель социальной сети с интернет-сервисами управления знаниями // Школьные технологии. – 2010. - № 1. -С. 56.
В статье автор разъясняет идею развития «креативного класса» при помощи собственной социальной сети «Upgrade yourself» (букв. «продвинь себя», «повысь свой уровень»).
14. Заболотнев Н.В. Использование интерактивной системы голосования и тестирования Votum в начальной школе // Школьные технологии. – 2010. - № 4. -С. 112.
Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы в подходы к воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в начальных школах не только уверяют в целесообразности этого шага, но и убедительно доказывают особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.
15. Зимин А.М., Манушин Э.А. Об использовании автоматизированных практикумов удаленного доступа // Школьные технологии. – 2010. - № 5. -С. 53.
Статья посвящена использованию лабораторий удаленного доступа, основанных на сетевом использовании новейшего оборудования. Для повышения уровня практической подготовки учащихся. Описывается методика применения информационно-телекоммуникационных технологий для «сквозной» практической подготовки на всех уровнях образования.
16. Карпович Д.И. Wiki-технологии в коллективной работе // Школьные технологии. – 2010. - № 3. -С. 143.
В статье рассказывается о том, как Wiki-технология используется в учебном процессе, построенном на коллективном взаимодействии учащихся между собой, где именно она применяется и какие новые образовательные возможности открывает.
17. Кувшинов С.В. Цифровые образовательные технологии и медиаресурсы в современном учебном процессе // Школьные технологии. – 2010. - № 1. С. 118
В статье автор по итогам наблюдений выделяет 12 ключевых направлений развития цифровых образовательных технологий в 2009 году.
18. Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения // Школьные технологии. – 2010. - № 4. -С. 89.
Согласно ГОСТ Р 52653-2006 под мобильным обучением понимают «электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося». Автор предлагает новое понимание термина «мобильное обучение», которое рассматривается как электронное обучение с помощью мобильных устройств, независимое от времени и места, с использованием специального программного обеспечения на педагогической основе междисциплинарного и модульного подходов.
19. Левицкая А.А., Федоров А.В. Роль и значение веб-квеста в современном образовании // Школьные технологии. – 2010. - № 4.- С. 73.
В статье рассказывается о том, что представляет собой веб-квест, как он создается, какие качества, знания и умения развивает у учащихся, а также рассматривается категория «медиакомпетентность личности», подробно описываются характеристики, свойственные личности, обладающей высоким уровнем медиакомпетентности.
20. Норенков И.П., Соколов Н.К., Уваров М.Ю. Онтологии в инструментальных средствах создания электронных образовательных ресурсов // Школьные технологии. – 2010. - № 3. -С. 26.
Содержание обучения, выполняемого с помощью автоматизированных обучающих систем, определяется электронными учебными ресурсами – учебниками, учебными пособиями, справочниками, прикладными программами виртуальных лабораторий и т.п. Эти ресурсы создаются с помощью специальных инструментальных систем. В статье излагаются сведения о технологии и инструментальной системе создания электронных образовательных ресурсов, адаптируемых к индивидуальным особенностям и запросам обучаемых.
21. Пак Н.И., Хегай Л.Б., Карагодин Е.С. Разработка учебных трехмерных текстов с помощью гипертекстовой технологии // Школьные технологии. – 2010. - № 6. -С. 140.
В статье введено понятие трехмерного текста и раскрыта его сущность. Показано, что трехмерный текст в электронном виде удобно представлять с помощью гипертекстовой технологии. Приведены рекомендации к моделированию трехмерных текстов, а также представлен сйт дл их разработки и использования.
22. Патаракин Е.Д. Создание коллективных документов в Wiki среде // Школьные технологии. – 2010. - № 1. -С. 90.
В статье представлен опыт построения коллективных документов в вики средах – Mediwiki и Mindtouch Wiki. От проектов массовых энциклопедий, в которых параллельно действуют сотни и тысячи участников, мы переходим к групповым проектам, в которых деятельность группы направлена на выдвижение идей и создание единого общего документа.
23. Патаракин Е.Д. Школа Scratch // Школьные технологии. – 2010. - № 4. -С. 132.
В работе представлен опыт построения социальной сети, внутри которой ученики и учителя могут обмениваться своими цифровыми проектами, создавать учебные модели, игры. В качестве прообраза такой сети служила сеть портала http://scratch.mit.edu в ходе Дистанционной российской школы Scratсh, которая проходила в феврале-апреле 2010 года, удалось заметно увеличить российский сегмент сети Scratсh.
24. Поршнев Я.И., Силич Н.Г. Возможности использования онтологий и семантических средств в процессе обучения // Школьные технологии. – 2010. - № 4.- С. 108.
В статье рассматривается вопрос более эффективного поиска и использования учебных материалов в системах электронного обучения. Один из вариантов решения этого вопроса – использование онтологий и средств семантической сети при проектировании средств дистанционного обучения. Их использование позволяет увеличить роль компьютера при оценке и обработке информации в процессе формирования программ обучения.
25. Рыбанов А.А. Эффективный инструмент педагогики: программы удаленного управления компьютером // Школьные технологии. – 2010. - № 6. -С. 131.
В статье рассмотрены возможности применения программ для удаленного управления компьютером по классической очной форме обучения для организации учебного процесса в компьютерной лаборатории, приведены рекомендации по использованию свободно распространяемой программы RealVNC.
26. Рябов Ю.Ф., Кирьянов А.К. Технология Грид // Школьные технологии. - 2010. - № 5. -С. 134.
В статье дается общая информация о технологии Грид. Излагаются основные понятия концепции Грид, описывается архитектура, рассматриваются базовые инструментальные средства и пользовательский интерфейс.
27. Стародубцев В.А. Аудиовизуальные технологии в учебном процессе // Школьные технологии. – 2010. - № 4. -С. 116.
В статье обсуждаются аудиовизуальные средства передачи информации и коммуникаций, которые могут быть перенесены в формальное образование из сопутствующих областей и/или уже используются в учебном процессе. К таким средствам автор относит кинофильмы, видеофильмы, программы телерадиовещания, мультимедийные ресурсы интернет, видеосвязь и мобильную телефонию, а также компьютерные модели с визуализацией процессов.
28. Стародубцев В.А., Медведева М.К. Применение аудиовизуальных средств и раздаточных материалов на лекционных занятиях // Школьные технологии. - 2010. - № 5. -С. 104.
В статье излагаются общие и частные принципы создания и использования в процессе лекций – презентаций электронного конспекта лекций и рабочей тетради. Раскрыты условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.
29. Степанова М.И. Безопасное использование интерактивной доски// Народное образование. – 2011. - № 1. -С. 201.
Идея использования различных технических средств (ТСО) в обучении появилась в начале XX века. Введение ТСО, которое многими определяется как технологическая революция в образовании, началось в 1930-е годы в США с разработки первых программ аудиовизуального обучения. Дидактические достоинства технических средств несомненны. Сегодня, спустя 80 лет, организацию обучения трудно представить без использования современных ТСО, причем одновременно на уроке может быть задействовано несколько различных технических средств.
30. Фалалеева О.Н. «Дидактор» как средство научить учиться // Школьные технологии. – 2010. - № 6. -С. 125.
В статье описана компьютерная деловая игра «Дидактор» с примененной в ней методикой непрямого мягкого тестирования, даны рекомендации по подбору заданий, помогающих повысить у школьников интерес к изучаемому материалу.
31. Целищев Н.Е. Как внедрить информационные технологии в практику управления // Школьные технологии. – 2010. - № 6. -С. 149.
Одна из задач федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. – совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением – самая эффективная модель по соотношению средств, необходимых на ее реализацию, и влияния ее результата на всех участников образовательного процесса в школе. Вместе с тем, это самое проблемное направление инновационных процессов в современной школе. Самое проблемное и самое нерешаемое.
32. Черезов К.М., Гаммер М.Д. Опыт проектирования и использования программных имитаторов // Школьные технологии. – 2010. - № 4.- С. 140.
В статье дается описание современных средств обучения – программных имитаторов, в том числе на основе систем формирования виртуальной реальности. Указаны методы обучения, допускающие применение программных имитаторов, и преимущества имитаторов перед реальным оборудованием. В качестве примера рассмотрен имитатор, разработанный в НИИ электронных образовательных ресурсов ТЮМГНГУ и внедренный в учебный процесс для проведения лабораторных работ, выполняемых в рамках учебной дисциплины «Детали машин».
33. Якушина Е.В., Буланов С.В., Гаврилин И.А. Электронный журнал и виртуальный дневник ученика: комплексная информационная система для современной школы // Школьные технологии. – 2010. - № 4. -С. 65.
Развитие единой информационной образовательной среды предполагает, в числе прочего, современную систему мониторинга образовательной деятельности, позволяющую в динамике увидеть развитие учащихся. Доступность этой системы обеспечивается за счет использования широко распространенных Web- и SMS-технологий. Система объединяет в единый комплекс ведение электронных журналов, получение объективной статистики образования, информирование родителей об образовательных достижениях детей.