Северо-Казахстанская областная универсальная
научная библиотека им. Сабита Муканова
Регистрация

Информационный дайджест "О культуре речи и ловушках сквернословия"

     1. Андросова Ю. Вирус сквернословия: Классный час для старшеклассников // Школьный психолог. - 2008. - №20. - С. 10-12.
     Автор предлагает поговорить об огромной разрушительной силе скверного слова. Приложение к статье содержит анкету «Сквернословие в моей жизни», а также образец плаката «Вирус сквернословия».
     «Что такое сквернословие? Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей…
     История возникновения сквернословия. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные  к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами…
     Сквернословие и здоровье. Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни…»

     2. Башманова Е. Л. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа // Воспитание школьников. - 2010. - №6. - С. 45-52.
     В статье рассматриваются причины и факторы употребления нецензурных слов подростками и молодёжью. Приложение к статье содержит памятку по профилактике сквернословия и мудрые мысли о речи и языке.
    «Проблема употребления подростками и молодежью нецензурных выражений давно вышла за рамки вопросов коррекционно-педагогической работы с дезадаптированными и педагогически запущенными учащимися.  В настоящее время «вирус сквернословия» поражает детей не только из группы риска, но и семей вполне благополучных. Агрессивная речевая политика ориентированных на молодежь средств массовой информации, пропаганда потребительского образа жизни, проникновение в речь широких слоев населения лексики специфических субкультур типа криминальной, неэффективность нравственного воспитания молодежи не позволяют надеяться, что в ближайшем будущем ситуация улучшится. Злободневная проблема пока не получила достаточного отражения в педагогической рефлексии.
     Стратегия поиска лучших, успешных, талантливых, одним словом  лидеров, на данный момент недемократична и не вполне гуманна, создает предпосылки для формирования самых разнообразных комплексов, является барьером на пути развития большей части школьников.
     Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную деградацию общества, в котором дискредитированы главные ценности – любовь, красота и добро…»

     3. Гайдаенко Е. А. Сценарий познавательной программы «Противоядие от сквернословия есть!» // Практика административной работы в школе. - 2013. - №1. - С. 68-70.
     Познавательная программа проводилась в одной из школ г. Курска в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания «Азбука нравственности» с целью привлечения внимания учащихся к сохранению чистоты русского языка, повышению уровня культуры.


     4. Галимзянова Н. Как победить вирус сквернословия? // Средняя школа СК. - 2010. - №5. - С. 19.
     В статье рассматриваются результаты анонимного анкетирования о сквернословии, проведенного среди учащихся 7-8-х классов.


     5. Даниленко В. "Великий, могучий и ... вульгарный?"  // Литературная учеба. - 2008. - №6. - С. 150-160.
     Автор статьи своих читателей с формами вульгаризации языка – культурно-речевой безграмотностью, молодежным и уголовно-блатным жаргонами и сквернословием (матерщиной).
    «Постсоветская «свобода слова» обернулась для многих свободой от культурно-речевых норм. Этой свободой пользуются в первую очередь те, кто её дал – реформаторы…
     Почему же неправильная речь вредит выполнению языком его основной функции – функции общения? Потому что любое отклонение от нормы раздражают слух образованного человека. Они отвлекают его от понимания подобной речи и направляют к соображениям, которые никак не связаны с её содержанием. Они касаются общекультурного уровня носителей такой речи. За такой речью сразу вырисовывается соответствующий портрет её автора…»


     6. Кудашова Т. Чем опасна ненормативная лексика // Воспитание школьников. - 2009. - №1. - С. 66-69.
     В статье рассматриваются последствия ненормативной лексики.
     «Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова.
     Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации. А вот о том, каковы последствия подобного словоблудия, знают немногие.
    Если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК вырабатывается «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам.
     Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Человек, употребляющий матерные слова, подобен человеку, получающему почти такую же дозу облучения, как в эпицентре атомного взрыва…»

     7. Курочкина М. Как вы используете «волшебные слова»? // Средняя школа СК. - 2010. - №5. - С. 19.
     Автор предлагает различные варианты использования «волшебного» слова «спасибо».

     8. Пятаков Е. О культуре речи и ловушках сквернословия // Школьный психолог. - 2010. - 16-31 марта (№6). - С.17-32.
     Цель статьи – помочь педагогу эффективно мотивировать молодого человека на повышение собственной речевой культуры и указать основные пути для достижения этой цели.
     «При работе школьным психологом в старших классах мне нередко приходилось долго и аргументированно доказывать подопечным элементарные, казалось бы, истины: материться без крайней нужды – плохо и вредно, разговаривать вежливо и дипломатично – полезно и хорошо…
     Эту работу я условно разделил на четыре части. Первая: уровни языковой культуры, их истинное место в реальной продуктивной жизни. Вторая: типичные проблемы, возникающие тогда, когда нецензурный язык выпускается из-под сознательного контроля. Третья: неформальная авторская терминология и приемы, необходимые для объяснения подростку, почему следует сознательно повышать свою речевую культуру и избегать применения нецензурных слов и выражений. Четвертая: разоблачение некоторых заблуждений, выставляющих нецензурную брань в привлекательном свете…»

     9. Ралдугина Н. И. Поговорим о сквернословии: Устный журнал // Русский язык в школе. - 2008. - №10. - С. 34-36.
     Целью устного журнала автор ставит формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие языкового вкуса, воспитание культуры речевого общения.
     «Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и много стыдиться, если он человек. Сегодня мы поговорим о стыде перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше речь.
     Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы…»

     10. Тимонина О. Ю. О сквернословии // Воспитание школьников. - 2010. - №9. - С. 32-35.
     Автор статьи предлагает поговорить о нравственной стороне сквернословия, придерживаясь народной мудрости и традиций дореволюционной нравоучительной литературы.
     «…Среди пороков, распространенных в наше время, не последнее место занимает употребление в речи непристойных слов.
     Можно сказать, этот недуг поразил все слои нашего общества. Родители в семьях сквернословят при своих детях. Дети, в свою очередь, не стесняются проделывать то же в общественных местах. Иной подросток и двух слов связать не может без матерного, и никто его не остановит, не запретит ему. И только воспитатели в детских садах, учителя в школах да некоторые из родителей пытаются привести детскую лексику к тем нормам, которые были приняты в годы их молодости. Чаще всего эти подвижники выступают как ревнители чистоты русского языка. Подбирая темы для бесед с детьми, они сосредотачиваются именно на филологической стороне этого уродливого явления…»

     11. Харченко В. Детское сквернословие // Дошкольное воспитание. - 2009. - №5. - С. 15-17.
     Всё, о чем пишет автор в своей статье, может стать материалом для беседы с родителями.
     «Примеров не будет. Привести пример, да ещё опубликовать его на всю страну, -  значит закрепить его в общественном сознании и памяти. Впрочем, примеры и не нужны. Родители детей дошкольного возраста и работники детских садов знают, о чем идет речь, и знают, как правильно на это реагировать. Они знают, что воздействие ситуативное, косвенное на порядок значимее ежедневных замечаний, подчас резких…
     Итак, если не приводить примеров и не повторять того, что всем давно и хорошо известно, зачем писать статью? А вот зачем. В отношении сквернословия далеко не все хорошо известно. И родителям, и особенно воспитателям детских садов необходимо, во-первых, знать, что именно считать сквернословием; во-вторых, знать коварные мифы, подпитывающие распространившееся во всех слоях общества сквернословие; в-третьих, знать способы преодоления этого национального зла…»

     12. Хромова Ю. Слово не воробей... сквернословие в речи подростков: [Модифицированный материал на основе источников психолого-педагогической литературы] / Ю. Хромова, Н. Зеленина // Школьный психолог. - 2010. - 1-15 августа (№15). - С. 17-19.
     Занятие для подростков в рамках Недели русского языка и литературы в школе. Цель занятия: содействовать речевой культуре подростков, культуре поведения.
    «Что такое сквернословие: порок или болезнь?
Так же как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, –  безусловно, порок. Затем, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта – искаженным сознанием!..»

Комментарии (0)