Северо-Казахстанская областная универсальная
научная библиотека им. Сабита Муканова
Регистрация

Информационный дайджест «Одарённые дети: проблемы обучения и воспитания»

1. Антонова, И. Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними // Одаренный ребенок. - 2011. - №1. - С. 46-51.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.
Автор статьи описывает виды одаренности, основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения.

2. Баркан, А. Одаренный ребенок в детском саду // Одаренный ребенок. - 2015. - №4. - С. 6-29.
Все вундеркинды – это каждый по отдельности ребенок. Любой из них – большое Я и Ин-ди-ви-ду-аль-ность!
Одни из них способны поразить молниеносностью догадок, другие думают часами, и – фейерверк открытий. Одни уверены, что могут все на свете, и кажутся хвастливыми, другие так стеснительны и замкнуты, что их не различить и во втором ряду.
Критерии одаренности в дошкольном и особенно раннем возрасте очень расплывчаты. Кроме того, не все сегодня понимают, в чем разница между двумя такими терминами, как «одаренные дети» и «детская одаренность». А разница лишь в том, что, говоря о детской одаренности, мы предполагаем, что каждый ребенок обладает интеллектуально-творческим потенциалом, который желательно развивать. Когда же речь идет об одаренном ребенке, обычно подразумевается ребенок, опережающий в своем развитии ровесников.
Автор описывает виды и типы одаренности, проблемы одаренных детей и воспитателей, работающих с ними, а также дает подробное описание кризисов одаренности.

3. Беляев, А. Социализация и воспитание детей опережающего развития // Педагогика. - 2013. - №2. - С. 67-73.
В статье рассматриваются методические подходы к организации процесса социализации и воспитания детей опережающего развития. Показана роль педагогической среды как условия формирования социальной направленности личности школьника. Анализируются возможности взаимодействия высшей школы и учреждений дополнительного образования в поддержке одаренных детей. Обосновываются средства обновления содержания, форм и методов гражданского воспитания.

4. Богоявленская, М. Е. Психологическое обеспечение работы с одаренными детьми в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №5. - С. 8-14.
В статье дано определение детской одаренности, описана ее психологическая структура. Представлен типологический подход к феномену одаренности, рассматривающий благоприятный вариант психического развития одаренного ребенка и «дисгармоничные» типы психического развития ребенка с признаками одаренности. Анализируются основные механизмы появления проблем в социализации и обучении у детей с признаками одаренности при переходе к систематическому школьному обучению, которые необходимо учитывать в психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей.

5. Зеленина, Е. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать // Народное образование. - 2010. - №8. - С. 201-206.
Как не проглядеть одаренного ребенка? Как помочь одаренному ребенку стать одаренным взрослым, успешным в учебе, карьере, жизни? Какое образовательное пространство жизненно необходимо одаренному ребенку? Как почувствовать ту грань, где педагогическая поддержка одаренных превращается в эксплуатацию их «дара», приносит им вред? Каким должен быть учитель для одаренного ребенка?
Автор статьи предлагает ответы на некоторые из вопросов, волнующих тех, кто сейчас работает с одаренными детьми и понимает важность современной ситуации

6. Злобина, А. Т. Готовность учителя к работе с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2011. - №6. - С. 141-143.
Готовность учителя к работе с одаренными детьми – это готовность к решению многих проблем, связанных с обучением, воспитанием, развитием одаренных детей.
Одаренность не снимает проблему развития одаренного ребенка младшего школьного возраста как личности, проблему его социализации, развития деятельностных способностей в решении задач жизнедеятельности. Однако учителя муниципальных общеобразовательных учреждений, встречаясь с феноменом одаренности, талантливости сами нуждаются в поддержке и квалифицированной помощи.
Автор статьи показывает, что проведенное исследование подтверждает необходимость повышения профессиональной компетенции учителей в выявлении, поддержке и развитии одаренных детей. Особое внимание при этом следует уделить составлению учителем программы работы в классе с конкретными одаренными детьми, овладению методами диагностики, определению стратегий в обучении и развитии одаренных детей.

7. Игнатова, О. Мотор развития: О воспитании и обучении одарённых детей // Школьный психолог. - 2012. - №5. - С. 34 -39.
Как часто педагоги и родители сталкиваются с такого рода проблемами: одаренный в интеллектуальном или творческом отношении ребенок конфликтен и не умеет решать споры или замкнут и не может отстоять свои интересы; агрессивен к любым попыткам поставить под сомнение его авторитет или, напротив, апеллирует к авторитетам великих ученых, не имея собственного мнения; не умеет сдерживать эмоции и контролировать порывы либо крайне эмоционально заторможен. Не случайно большинство психологов и психофизиологов всего мира полагают, что одаренность есть не что иное, как отклонение от нормы, обратное «отсталости».
Психологи давно обратили внимание на то, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях интеллигентных, скорее даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: у всех здоровых детей генов вполне достаточно для проявления ярких способностей. Дело именно в семейной атмосфере, в системе ее основных ценностей.

8. Лебедева, С. А. Современные подходы к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста // Одаренный ребенок. - 2015. - №2. - С. 50-61.
В детском саду необходимо создание условий для творчества: обеспечение необходимым материалом, устройство места для занятий, студийная и кружковая работа с учетом интересов и склонностей детей. Нужно предоставлять ребенку выбор деятельности, заданий и возможность принимать самостоятельно решения в разных ситуациях. Использовать элементы проблемного обучения, детское экспериментирование.
Автор статьи предлагает создавать пространственно-предметную среду, стимулирующую у одаренного ребенка активность и творческое самовыражение, максимально обеспечивать образовательные потребности детей, превращать их способности в достижения и помогать реализоваться в жизни через социализацию и актуализацию.

9. Омар, Е. О. Современные проблемы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования / Е. О. Омар, Е. Э. Тлеулов // Научный мир Казахстана. - 2010. - №4. - С. 157-160.
Проблема одаренности носит комплексный характер, поскольку в ней пересекаются интересы государства, общества, личности и различных научных направлений. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее осуществлению различных специалистов-педагогов, психологов, социологов, учителей-практиков, деятелей культуры и спорта, менеджеров в области образования и др.
Авторы статьи рассматривают такие проблемы, как организация обучения одаренных детей и подростков, разработка принципов и других теоретических оснований выявления одаренных детей, выбор или создание средств диагностики одаренности, работа с родителями.
Раскрытие одаренности – процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества, как ребенку, так и родителям.

10. Соловьев, Р. Б. Как воспитать исследователя?: Из опыта организации исследовательской деятельности школьников // Одаренный ребенок. - 2014. - №3. - С. 36-42.
В контексте данной статьи предлагается рассмотреть ситуацию, когда ученик уже определился с проблематикой своего исследования. Если его тема лежит в области естественных наук, то с большой вероятностью основным методом работы будет эксперимент.
На начальном этапе исключительно важно найти правильный баланс между педагогической помощью и ученической самостоятельностью. Для настоящего исследования нужно так спланировать эксперимент, чтобы его результаты были убедительными как для самого экспериментатора, так и для его возможных оппонентов. Умелое планирование эксперимента в естественных науках – едва ли не основной ключ к успеху, к убедительности. Ключ не только для школьников, но и для опытных ученых.

 

 

 

Комментарии (0)