Баймуканов А.С. Психологические характеристики семейных взаимоотношений между родителями и детьми // Воспитание школьника.- 2009.- №10. - С.38-40.
Статья затрагивает вопросы психологического климата в семье.
«То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в период своей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Родители влияют на своих детей посредством нескольких механизмов. Во-первых, подкрепление: поощрение поступков ребёнка, которые родители считают правильными и наказание в противном случае. Родители внедряют в сознание ребёнка определённую систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребёнка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: подражание своим родителям, стремление стать такими как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребёнка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности».
Бикеева А. Не требуйте от детей благодарности // Семья и школа.- 2008.- №3.- С.16.
В помощь нравственному воспитанию.
«Ребёнок взрослым вообще и своим родителям ничего не должен, даже если они действительно многое делали и делают для ребёнка. Для ребёнка нормально и естественно не испытывать чувства благодарности к родителям и к любым другим взрослым. Чтобы начать испытывать это чувство, дети должны вырасти и превратиться во взрослых. Дождаться благодарности можно, если это чувство растить в ребёнке тактично и терпеливо. Прежде всего, родители должны показывать ему, что сами таким чувством обладают.
И здесь придётся коснуться непростого вопроса: стоит ли позволять себе критику педагогов? Прямо скажу: чем больше вы критикуете учителей и школу, тем выше риск, что ваши дети вырастут неблагодарными. Переняв такую манеру отношений, они в первую очередь будут критиковать вас, родителей. Думающие родители всегда смогут найти выход из ситуации своего недовольства школой и учителями.
Самый надёжный способ научить чувству благодарности – подать собственный пример. Чаще говорите детям «Спасибо!». Помог ли ребёнок вам по дому, пожалел ли вас – неважно. Благодарите! Просто и искренне. И говорите, за что именно вы благодарны».
Васильева О. С. Психологическая помощь в раскрытии одаренности детей // Одаренный ребенок.- 2011.- № 6.- С.136-138.
Советы психолога.
«Каждый ребёнок одарён, так как он уже получил главный дар – жизнь и в придачу массу талантов и возможностей. И тогда одной из главных задач психологов является помощь родителям и педагогам в открытии и развитии в ребёнке талантов. Поскольку воспитание детей начинается с воспитания родителей.
Первым шагом на пути выполнения этой задачи становится осознание родителями того факта, что их ребёнок обязательно имеет уникальный индивидуальный талант. Этот талант надо обнаружить, проявив искусство понимания и принятия ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким бы его хотели видеть. Реалии жизни часто таковы, что родители часто помогают «зарыть талант в землю», поскольку он не является для них значимым и престижным. Иногда встречается обратная ситуация, когда родители кичатся талантами детей, рекламируют их, превозносят, формируя тем самым у них чувство превосходства, а иногда даже чувство осуждения других детей, чьи таланты не так очевидны.
Родители должны помочь ребёнку найти именно свой дар, а не тот, который им хотелось бы, чтобы ребёнок имел. Они должны предоставить максимум возможностей для того, чтобы дети попробовали себя в разных сферах творчества».
Вовк М. Ребенок имеет право быть тем, кто он есть: [беседа для родителей] / О. Борисова // Воспитательная работа в школе и внешкольных учреждениях.- 2008.- №1.- С.27-28.
Авторы затрагивают проблему взаимоотношения родителей и детей.
«Родители твёрдо убеждены, что имеют на ребёнка все права: наказывать по своему усмотрению, контролировать его дружеские привязанности, ограничивать его свободу, навязывать свои вкусы. Успех воспитания зависит не от времени, затраченного на воспитание, а от уклада семейной жизни. То, что дети видят и наблюдают в семье, воспитывает в тысячу раз сильнее, чем все нравоучительные беседы. Дом для ребёнка это то место, где он усваивает основы жизненного опыта. Школа никогда не снимает с себя ответственности за воспитание, но чаще всего школе уже приходится перевоспитывать, так как к семи годам уже сложились у ребёнка основные нравственные понятия. Жизнь семьи устроена так, что оценки и интересы детей складываются под влиянием родителей. Семья и только семья может развивать и передавать духовную память и традиции, согреть душевным теплом. И мудро поступают те родители, которые используют каждую минуту общения с детьми для того, чтобы вложить в их души разумное, доброе».
Для пап и мам: рекомендации родителям по воспитанию детей // Нарконет.- 2008.- №3.- С.66-67.
В статье раскрываются признаки дефектов воспитания и даются рекомендации родителям по воспитанию детей.
«Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребёнка. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые, эмоциональные, культурные. Слушайте своего ребёнка. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
Признаки дефектов воспитания:
1. Тип «Золушка»: ребёнка не любят, и ему это постоянно показывают. 2. Недостаточная ответственность: не учитываются возможности ребёнка и его потребности. 3. Гиперопека или гиперпротекция: ребёнку не дают проявить самостоятельность, ограждают от трудностей. 4. Гипоопека или гипопротекция: приводит к безнадзорности, хулиганству и безделью. 5. Попустительство или потворство: низкая осведомлённость о его проблемах. 6. Непоследовательность и противоречивость: требования взрослых в семье не согласованы. 7. Гиперсоциальность: нетерпимость к сладостям и недостаткам. 8. Авторитарность: основная мера воспитания – принуждение и физическое наказание. 9. Инверсия родителей: самоустранение одного из родителей от формирования личности ребёнка».
Гриднева С. В. Формирование коммуникативной компетентности родителей одаренных детей / А. И. Тащева // Одаренный ребенок.- 2011.- № 6.- С.144-148.
Авторы предлагают тренинг, который способствует установлению отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребёнком.
«Коммуникация – основная форма взаимодействия между родителями и детьми, необходимая для полноценного функционирования семьи и каждого из её членов. Семьи, характеризующиеся здоровой коммуникацией, показывают большую сплочённость, адаптивность и удовлетворённость.
Одарённые дети часто претендуют на значительную автономию и самостоятельность в организации своего общения с другими людьми, включая родителей. … данные свидетельствуют о том, что одарённых детей часто фиксируется повышенная конфликтность по отношению к их родителям по сравнению со сверстниками. Очевидно, что в немалой мере ответственность за конфликты лежит и на родителях, тем более что сами они часто оказываются людьми, имеющими такие своеобразные особенности, как гиперответственность, завышенный уровень притязаний по отношению к своим одарённым детям, недостаточно сформированные коммуникативные навыки.
Следовательно, качественная коммуникация между родителями и одаренными детьми имеет непреходящую ценность. Здоровая коммуникация оказывает положительное воздействие на степень независимости, самоуважение и самооценку подростка.
В последнее время всё большую популярность среди родителей завоёвывают групповые методы работы. Преимущества групповой работы заключатся, во-первых, в возможности получить обратную связь и поддержку от других членов группы, имеющих сходные проблемы или опыт. Во-вторых, анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя со стороны, они начинают лучше понимать себя и своего ребёнка, собственные стереотипы и ошибки воспитания. В-третьих, опыт, приобретённый в группе, обычно переносится в реальную жизнь семьи».
Кириленко И.Н. Роль семьи в воспитании одарённых детей // Одаренный ребенок.- 2011.- № 6.- С.139-140.
Советы по воспитании одарённых детей.
«Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Их отличает повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, а также в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований взрослых.
Важно помнить, что одарённые дети имеют нестандартное мышление и поведение, а значит, и относиться к ним следует по-особому. Воспитание одарённого ребёнка в семье – сложный и тяжёлый труд. Большинство детей имеют высокую самооценку, поэтому родителям следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства.
Родителям важно помнить, что одаренный и талантливый ребёнок – это, прежде всего, ребёнок. Как и другим детям, ему нужны любовь, ласка, заинтересованность и помощь близких. Уважайте его любопытство как великую ценность! Находите время радоваться ему, вашему ребёнку».
Крушельникова О.И. Учительский ребёнок, или Всегда в зоне повышенного внимания / Третьякова А.Н. // Народное образование.- 2010.- №8.- С.260-264.
Статья раскрывает проблемы детей учителей в школе и пути их решения.
«Ухаживая за маленьким ребёнком, всегда нужно помнить:
1.У каждого ребёнка свой темп развития. 2. Существуют «семейные» особенности развития. 3. Развитие некоторых функций находится в отношениях обратной зависимости с другими. 4. Слишком раннее развитие – такой же серьёзный повод для беспокойства, как и его задержка.
Стараясь как можно лучше подготовить детей к школе, мамы-учителя забывают, что:
а) до шести лет ребёнка можно учить только «играючи», ни в коем случае не допуская, чтобы занятия ему надоели или переутомили; б) если обучение какому-то навыку «не идёт», нужно отступиться и подождать, пока созреют соответствующие нервные центры; в) для успешного обучения ребёнку необходимы здоровье, багаж жизненного опыта, ловкие руки, умение действовать по правилу, умение ладить со сверстниками и многое другое, что дети приобретают в игре и в свободном общении.
Компетентность, уверенность и активность в общении с детьми – положительное качество. Но, как и любое достоинство, если его слишком много, может стать и недостатком.
- Вмешиваться во взаимодействие детей в реальной ситуации взрослым следует минимально. – Если вы хотите принять участие в общении детей, спросите их разрешение. – Если ребёнок делает что-то недопустимое с вашей точки зрения, его, конечно, нужно остановить, но объяснения и разговор о возможности наказании лучше отложить до того момента, когда вы останетесь без посторонних».
Хан Н.Н. Об участии родителей в управлении образованием / К.К. Жампеисова, У.Б. Жексенбаева, К.Ж. Колумбаева // Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана.- 2011.- №2.- С.3-9.
Авторы рассматривают роль и значение попечительских советов.
«Анализ участия родителей в управленческой деятельности показывает разнообразие её принципов, содержания и форм. К принципам включения родителей в управление общеобразовательным учреждением исследователи относят: гуманизм, приоритетность интересов ребёнка, сотрудничество, совместное принятие решений, установление между родителями и администрацией субъект-субъектных отношений, открытость и законность, коллегиальность.
Функции общественных советов родителей:
1. Участие родителей в управлении школой. 2. Повышение психолого-педагогических знаний родителей. 3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Содержание деятельности общественного совета родителей также включает помощь в организации учебно-воспитательного процесса, дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей; оказание помощи малообеспеченным детям; содействие в работе детским и молодёжным общественным объединениям; обеспечение защиты прав и интересов детей в системе образования; участие в профилактике правонарушений и преступности.
В соответствии с Государственной программой развития образования в РК в течение 2011-2020 годов в Казахстане общественное участие на разных уровнях управления образованием будет осуществляться в форме попечительских советов».