XX век стал веком широкого распространения идей прав человека, веком политического, национального, культурного плюрализма. Но он же стал веком, породившим такие чудовищные явления, как тоталитаризм, фашизм, нацизм. Сегодня по-прежнему в мире сильны расистские, религиозно-экстремистские, профашистские настроения. Эта проблема является актуальной и для современного Казахстана – государства многонационального, многоконфессиального, поликультурного. Несомненно, что знание истории, культурных традиций и обычаев сможет духовно обогатить и объединить многие народы. И что очень важно – предотвратить межнациональные конфликты.
Одна из важнейших целей воспитания – ориентация учащихся на общечеловеческие ценности. Расистские и националистические предрассудки не только не соответствуют им, но и таят в себе огромный антигуманистический, человеконенавистнический потенциал. Поэтому сегодня так важно найти эффективные механизмы воспитания учащейся молодёжи в духе терпимости, уважения прав людей всех рас и народов, понимания и уважения других культур, способности жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и вероисповеданий.
1. Алметов Н. Ш. Многоязычное обучение в школах Казахстана: опыт, проблемы и решения / Н. Ш. Алметов, Р. К. Касенова // Педагогика. - 2011. - №5. - С. 117-122.
2. Аракелян О. В. Поликультурная школа – новая модель в системе образования // Воспитание школьников. - 2010. - №3. - С. 11-17.
3. Баринова В. Этапы поликультурного воспитания школьников // Воспитание школьника. - 2008. - №4-5. - С. 37-39.
4. Баяндина С. Ж. Совершенствование полиязычного образования в техническом вузе / С. Ж. Баяндина, К. Б. Жаксылыкова // Білім = Образование. - 2013. - №2. - С. 23-27.
5. Бобинова С. Приёмы воспитания толерантности // Педагогическая техника. - 2008. - №5. - С. 39-49.
6. Бобылева Л. А. Формирование поликультурной личности на уроках окружающего мира в полилингвальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №7. - С. 35-37.
7. Болотина Т. В. Межкультурный диалог в процессе становления и формирования поликультурных компетентностей личности педагога / Т. В. Болотина, И. А. Мишина // Профильная школа. - 2014. - №4. - С. 16-30.
8. Быстрой Е. Формирование межкультурной педагогической компетентности учителя // Alma mater. - 2006. - №6. - С. 14-18.
9. Ветер О. И. Поликультурная компетентность // Нарконет. - 2014. - №11-12. – С. 14-15.
10. Воробьёв Н. Е. К проблеме поликультурного образования в современном обществе / Н. Е. Воробьёв и др. // Alma mater. - 2008. - №6. - С. 38-43.
11. Воробьева Н. Н. Поликультурное образование в урочное и внеурочное время // Открытая школа (Каз). - 2012. - №2 (113). - С. 45-46.
12. Гаганова О. К. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание // Педагогика. - 2005. - №1. - С. 86-95.
13. Галямова М. Б. Поликультурное воспитание школьников: опыт работы гимназии №34 // Творческая педагогика. - 2000. - №4. - С. 39-44.
14. Грабова В. П. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста
15. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности // Воспитание школьников. - 2008. - №2. - С. 25-28.
16. Днепрова Т. П. Национальная толерантность в биполярном отечественном образовании // Педагогика. - 2009. - №2. - С. 26-31.
17. Еркенбаева А. Современное воспитание и межкультурная интеграция: очерки из практики // Воспитание школьника. - 2005. - №4. - С. 46-48.
18. Есжанова М. М. Воспитание толерантности // Воспитание школьника. - 2006. - №4. - С. 16-18.
19. Жалмагамбетова З. А. Языковое поликультурное образование как фактор формирования толерантной личности // Практическая помощь учителю. - 2012. - №1. - С. 34-35.
20. Жетписбаева Б. А. К вопросу о сущности полиязычного образования / Б. А. Жетписбаева, А. Е. Кубеева // Білім = Образование. - 2011. - №4. - С. 24-26.
21. Жутова Е. М. Полиязычие как один из факторов полноценной социализации личности в современном обществе // Қазақстан кәсіпкері = Профессионал Казахстана. - 2013. - №3 (110). - С. 30-31.
22. Ильинская И. П. Поликультурное воспитание младших школьников в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности // Начальная школа. - 2015. - №8. - С. 56-59.
23. Исмакова Б. С. О специфике современного билингвального образования // Қазақстан кәсіпкері = Профессионал Казахстана. - 2010.- №7 (86). - С. 27-28.
24. Калымбетова Э. Психологические аспекты воспитания толерантности у учащихся // Воспитание школьника. - 2008. - № 4-5. - С. 25-28.
25. Карнышев А. Д. Межкультурная компетентность как конкурентное преимущество выпускников школы / А. Д. Карнышев и др. // Педагогика. - 2009. - №7. - С. 39-48.
26. Касымбекова А. Т. Формирование полиязычной личности специалиста в условиях высшей школы (лингводидактический аспект) // Білім берудегі менеджмент = Менеджмент в образовании. - 2013. - №1. - С. 52-55.
27. Касымова Р. Т. Психологические факторы формирования полиязычия в процессе развития лексической компетенции // Білім = Образование. - 2013. - №3. - С. 18-23.
28. Ковалев Е. В. Уроки толерантности в многонациональной школе // Директор школы. - 2005. - №1. - С. 76-78.
29. Кожахметова К. Ж. Диалоговый подход к пониманию сущности поликультурного образования / К. Ж. Кожахметова, Б. А. Жетписбаева, Ж. Г. Шайхызада // Этнопедагогика в системе образования. - 2009. - №4. - С. 47-51.
30. Колобова Л. Тенденции развития языкового поликультурного образования // Alma mater. - 2006. - №1. - С. 26-28.
31. Кондубаева М. Трёхъязычие как основа формирования полиязычного специалиста // Білім = Образование. - 2013. - №3. - С. 12-17.
32. Крутий И. А. Образование и конструирование толерантности в поликультурных обществах России и Европы / И. А. Крутий и др. // Инновации в образовании. - 2009. - №1. - С. 23-37.
33. Кучикова Г. Б. О роли учителя в поликультурном образовании младших школьников // Қазақстан кәсіпкері = Профессионал Казахстана. - 2010. - №11 (90).- С. 38-39.
34. Кучикова Г. Б. Роль семьи в поликультурном образовании младших школьников // Қазақстан кәсіпкері = Профессионал Казахстана. - 2010. - №10 (89). - С. 53-55.
35. Лариошина А. С. От принципа культуросообразности к принципу поликультурности в образовании // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - №8. - С. 78-81.
36. Лебедева А. Национальный характер: национальный менталитет // Педагогика. - 2006. - №4. - С. 68-70.
37. Лебедько М. М. Психолого-педагогические проблемы погружения ребенка в поликультурное пространство в условиях детского временного объединения // Творческая педагогика. - 2006. - №3. - С. 93-96.
38. Лепешев Д. В. Воспитательно-образовательная среда как фактор по формированию, воспитанию и развитию толерантности в условиях детского оздоровительного центра / Д. В. Лепешев, О. А. Судник // Воспитание школьника. - 2006. - №3. - С. 13-21.
39. Литвинович В. Г. Поликультурное образование как условие формирования у детей и молодёжи культуры мира // Открытая школа (Каз). - 2013. - №9 (130). - С. 8-11.
40. Ломакина Ю. В. Этапы поликультурного воспитания младших школьников // Образование в современной школе. - 2008. - №2. - С. 31-36.
41. Маркова Н. Решение проблемы формирования толерантности – условие успешной социализации // Alma mater. - 2006. - №2. - С. 56-58.
42. Мухтарова Ш. М. Поликультурное образование в системе подготовки будущих учителей начальных классов / Ш. М. Мухтарова и др. // Білім әлемінде = В мире образования = In the world Education. - 2010. - №1. - С. 27-29.
43. Насырова М. Воспитание у школьников культуры межнационального общения // Учитель. - 2008. - №4. - С. 2-6.
44. Николаева В. В. Обучение детей дошкольного возраста казахскому языку как реализация поликультурного образования / В. В. Николаева, М. В. Арнаут // Открытая школа. - 2008. - №4. - С. 24-27.
45. Николаева В. В. Пути формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста // Открытая школа. - 2008. - №5. - С. 29-32.
46. Новичков В. Толерантность: этимология и образовательная практика // Народное образование. - 2006. - №9. - С. 186-191.
47. Новоладская С. Л. Интерактивные технологии в поликультурном образовании // Alma mater. - 2015. - №7. - С. 69-73.
48. Новолодская С. Л. Поликультурное образование – качественная характеристика современного образования // Высшее образование сегодня. - 2015. - №8. - С. 62-65.
49. Нуртазина М. Б. Методы, модели и парадигмы обучения языку в ракурсе компетентностного подхода // Білім = Образование. - 2013. - №3. - С. 58-65.
50. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости // Директор школы. - 2003. - №5. - С. 50-58.
51. Пафова М. Ф. Территориальные программы развития поликультурного образования // Педагогика. - 2005. - №9. - С. 72-79.
52. Поштарева Т. Техника повышения межкультурной сензитивности // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С. 29-32.
53. Парагульков М. Б. Межкультурная коммуникация в контексте образовательной системы: формирование поликультурной компетенции педагога // Образование в современной школе. - 2004. - №3. - С. 13-15.
54. Пренко Л. И. Опыт интеграции детей-мигрантов в поликультурном социуме Франции / Л. И. Пренко, В. Н. Цатуров // Мир образования - образование в мире. - 2008. - №3. - С. 129-144.
55. Рихтер О. А. Формирование этнотолерантности и поликультурности на уроках истории Казахстана // Қазақстан кәсіпкері = Профессионал Казахстана. - 2013. - №3 (110). - С. 15-19.
56. Романюк Т. В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С. 60-63.
57. Садыкова И. А. Формирование полиязычной и поликультурной личности // Русский язык в школах и вузах Казахстана. - 2011. - №5. - С. 8-11.
58. Сейсембаева Г. К. Актуальные проблемы реабилитации инвалидов с детства // Практическая помощь учителю. - 2012. - №2. - С. 34-35.
59. Сейтахметова Г. Н. Формирование поликультурной личности будущего специалиста как ориентир на качественное послесреднее и вузовское образование // Білім = Образование. - 2011. - №3. - С. 26-31.
60. Сергиенко Н. Н. Полиязычие – основа формирования поликультурной личности // Бала мен балабақша = Ребёнок в детском саду. - 2010. - №5. - С. 7-9.
61. Синягина Н. Ю. Поликультурное образование и его педагогические риски // Воспитательная работа в школе. - 2012. - №9. - С. 15-23.
62. Сперанская Е. Общение в поликультурной среде // Воспитательная работа в школе. - 2009. - №3. - С. 76-79.
63. Степанов П. Приёмы воспитания межкультурной толерантности у подростков // Педагогическая техника. - 2008. - №1. - С. 21-37.
64. Столярчук Л. В. Поликультурная среда как фактор формирования двуязычной коммуникативной компетентности // Образование в современной школе. - 2014. - №12. - С. 6-8.
65. Султанова Г. К. Система полиязычного обучения в Карагандинской области / Г. К. Султанова, Ж. А. Сабит // Білім = Образование. - 2013. - №3. - С. 23-25.
66. Терещенко О. Н. Остров «Голубая Лагуна» Интегрированный урок-игра: география – физическая культура // Практическая помощь учителю. - 2011. - №5. - С. 27-30.
67. Уланов В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы и человека // Директор школы. - 2004. - №2. - С. 43-49.
68. Уланов В. Западная школа: толерантность и экологичность разных моделей // Директор школы. - 2005. - №6. - С. 64-73.
69. Филонов Г. Н. Теория поликультурного образовательного пространства // Педагогика.- 2006.- № 3.- С.102-105.
70. Чжао С. Б. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста / С. Б. Чжао, В. П. Грабова // Бала мен балабақша = Ребёнок в детском саду. - 2015. - №9. - С. 26-28.
71. Шапошникова Т. Д. Поликультурное образование как фактор развития гражданского общества // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №6. - С. 3-6.
72. Юдакина С. Формирование толерантности обучающихся как ценности личности в условиях диалога культур // Высшее образование сегодня. - 2011. - №7. - С. 75-80.
73. Юнусова М. С. Дополнительное поликультурное образование школьников // Вестник АПН Казахстана. - 2008. - №4. - С. 22-26.
74. Юнусова М. С. Роль педагогов в поликультурном образовании школьников // Этнопедагогика в системе образования. - 2009. - №2. - С. 53-55.