Профессиональное самоопределение – это длительный и сложный поиск личностью своего места в мире профессий, формирование отношения к себе как к субъекту конкретной деятельности, сопоставления своих физических и интеллектуальных сил и способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями будущей профессиональной деятельности, достижения требуемого уровня готовности к осуществлению социальных и профессиональных ролей и т.д. Для выбора профессии молодому человеку нужно овладеть чёткой постановкой жизненных целей, иметь нравственные убеждения, обладать знаниями о себе, своём регионе, о мире профессий, личностными качествами, позволяющими делать осознанный выбор.
- Байрангулова С. Ю. Курс "Профессиональное самоопределение" как возможность осознанного выбора профиля обучения // Профильная школа. - 2009. - №2. - С. 39-42.
- Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности // Народное образование. - 2009. - №2. - С. 202-207.
- Бякова Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» // Воспитание школьников. - 2011. - №1. - С. 49-56.
- Василевская Е. В. Профессиональная ориентация учащихся // Социальный педагог. - 2010. - №2. - С. 48-50.
- Вычугжанина Н. П. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса / Н. П. Вычугжанина, Н. П. Штенцова // Открытая школа. - 2008. - №2. - С. 44-48.
- Дегтярева Н. Профориентационная работа со старшеклассниками // Открытая школа (Каз). - 2009. - №6 (87). - С. 24-25.
- Джумадилова А. К. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения одаренных детей в условиях школы-интерната // Открытая школа (Каз.). - 2011. - №9 (110). - С. 50-52.
- Дроздова И. Н. Профессия. Выбираем вместе. Интегрированный профинформационный курс для учащихся 8-9 классов // Средняя школа СК. - 2008. - №5. - С. 10-11.
- Ильичева Т. М. Система профессиональной грамотности в современной школе // Открытая школа (Каз). - 2010. - №5 (96). - С. 10-12.
- Кормакова В. Н. Особенности формирования культуры профессионального самоопределения у младших школьников // Начальная школа (газета). - 2009. - №7. - С. 97-99.
- Криволапова Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. - 2010. - №5. - С. 170-176.
- Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников // Народное образование. - 2009. - №1. - С. 207-213.
- Крылова И. Личное и общественное в выборе профессии // Учитель. - 2010. - №1. - С. 16-19.
- Кунакова К. У. Педагогические условия самоопределения учащихся в контексте профилизации обучения / К. У. Кунакова, У. К. Токбергенова // Открытая школа. - 2008. - №5. - С. 3-7.
- Куприянов Б. Экономические и прочие заботы классного руководителя десятиклассников // Народное образование. - 2009. - №10. - С. 251-255.
- Лепешева Е. Мой жизненный выбор (Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся) // Школьный психолог. - 2006. - 1-15 февраля (№3). - С.36-37.
- Лукина А. Особенности профессиональной ориентации сельских школьников // Народное образование. - 2009. - №10. - С. 245-250.
- Манухина С. Технология для профориентации. Open Space в помощь социально-профессиональному самоопределению // Школьный психолог. - 2012. - №3. - С. 37-42.
- Мокроусова Е. Г. Профориентационный конкурс старшеклассников на муниципальном уровне // Школа и производство. - 2013. - №1. - С. 13-15.
- Резапкина Г. Акцентуация и выбор профессии // Школьный психолог. - 2010. - 16-31 октября (№20). - С.25-32.
- Резапкина Г. В. Обзор интернет - ресурсов по проблемам профессионального самоопределения // Народное образование. - 2011. - №10. - С. 195-204.
- Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / Н. Ф. Родичев, С. Н. Чистякова // Педагогика. - 2012. - №9. - С. 16-24.
- Саудабаева Г. С. Межличностное общение в структуре самоопределения личности // Профессионал Казахстана. - 2009. - №9. - С. 16-17.
- Селиванова М. Разговор о выборе профессии // Школьный психолог. - 2011. - №14. - С. 43-45.
- Табакова Е. Особенности самоопределения магистра педагогики в процессе специализированной подготовки // Учитель. - 2008. - №2. - С. 76-78.
- Тихомирова А. В. Профессиональное самоопределение будущих педагогов // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №5. - С. 23-26.
- Тоистева О. С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Народное образование. - 2010. - №1. - С. 257-259.
- Тумбаева З. Ориентиры для выбора профессии // Внеклассная работа в школе. - 2009. - №1. - С. 35-38.
- Цыбульская Л. А. Понятие о профессии // Практическая помощь учителю. - 2012. - №5-6. - С. 25-28.
- Чижо Н. Ю. Психологическая поддержка профессионального самоопределения будущих педагогов начальной школы на этапе вузовского обучения // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №8. - С. 10-14.
- Чистякова С. Ню Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного самообразования // Школа и производство. - 2013. - №1. - С. 9-12.
- Шаг в профессию: Сценарии с описанием профессий / Ред-сост. Л. И. Жук // Праздник в школе. - 2012. - №2.
- Штурмак М. А. Профессиональное самоопределение старших школьников: новые возможности // Воспитание школьников. - 2013. - №1. - С. 35-38.
- Юдина Л. Г. Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса // Воспитание школьников. - 2010. - №2. - С. 27-33.
- Ягуфарова С. Профессиональное самоопределение – фактор социализации студентов колледжа // Учитель. - 2009. - №4. - С. 22